О направлении

В рамках направления «Современное образование» фонд инициирует и поддерживает программы и проекты, которые способствуют развитию у детей универсальных компетентностей и новых грамотностей, актуальных для быстро меняющегося мира XXI века.

Задачей фонда по данному направлению является содействие трансформации российского общего образования в соответствии с пунктами Указа Президента РФ от 07 мая 2018 г.: «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.». Фонд опирается на современные международные исследования, в которых смена моделей национальных образовательных систем для повышения их конкурентоспособности названа общемировым трендом.

Понятийная рамка универсальных компетентностей и новых грамотностей зафиксирована в предварительных выводах Международного доклада «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра». От развитости компетентностей – мышления, взаимодействия с другими и взаимодействия с собой – зависит, насколько эффективно человек может принимать решения и действовать в различных ситуациях, насколько способен к саморазвитию («умеет учиться», в том числе осваивать любые новые навыки, в которых есть профессиональная или жизненная необходимость).

Мнения эксперта

Александр Асмолов доктор психологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, директор Федерального института развития образования
Необходимо так собрать или так перенастроить образование, чтобы каждый мог жить в мире разнообразия, в мире сложности, в мире неопределенности и конструирования вариативного смыслового образования как индустрии. Школьные задачи сегодня должны быть жизненными задачами. Мы должны не столько давать рецепты стандартных решений, сколько научить учиться и учить ребенка быть готовым к изменениям и к переменам. Это значит, что ему необходимо предлагать исследовательские задачи поиска, задачи рождения смысла.
Александр Асмолов доктор психологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, директор Федерального института развития образования
«….Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. задается совершенно новый вектор политического развития на поддержку разнообразия развития каждого человека. Самореализация и есть универсальная характеристика человека, позволяющая ему найти себя, свое место в этом мире. А ключевые навыки XXI века становятся инструментами самореализации. Благодаря этому обеспечивается социальная и академическая мобильность человека, раскрывается его индивидуальность».
Александр Асмолов доктор психологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, директор Федерального института развития образования
Необходимо так собрать или так перенастроить образование, чтобы каждый мог жить в мире разнообразия, в мире сложности, в мире неопределенности и конструирования вариативного смыслового образования как индустрии. Школьные задачи сегодня должны быть жизненными задачами. Мы должны не столько давать рецепты стандартных решений, сколько научить учиться и учить ребенка быть готовым к изменениям и к переменам. Это значит, что ему необходимо предлагать исследовательские задачи поиска, задачи рождения смысла.
Александр Асмолов доктор психологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, директор Федерального института развития образования
«….Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. задается совершенно новый вектор политического развития на поддержку разнообразия развития каждого человека. Самореализация и есть универсальная характеристика человека, позволяющая ему найти себя, свое место в этом мире. А ключевые навыки XXI века становятся инструментами самореализации. Благодаря этому обеспечивается социальная и академическая мобильность человека, раскрывается его индивидуальность».

Фонд содействует переменам в образовании в русле компетентностного и персонализированного подхода к обучению. Такой подход, с одной стороны, предполагает усиление прикладной составляющей в обучении, когда ребенок научается действовать в любых проблемных ситуациях – личных, бытовых, профессиональных, общественных, и достигать поставленных целей. А с другой стороны, главным при таком подходе является ученик, его способности, мотивы и предпочтения. Образовательные методики при персонализированном компетентностном подходе позволяют для каждого ребенка создать среду с избыточными ресурсами и удовлетворить любопытство и желание учиться каждого ученика.

Лидером изменений, которые должны произойти в российской школе, фонд считает педагога. Учителю самому предстоит стать другим – не только предоставлять ученикам предметное содержание, сколько сопровождать и направлять процесс его обучения. Фонд поддерживает появление в школе учителя-наставника, практикующего новые формы и технологии обучения, в том числе в цифровой среде. Для того чтобы учитель мог работать в компетентностном подходе и помогать детям расти личностно, фонд реализует Программу по развитию личностного потенциала.

Фонд является стратегическим партнером программы «Учитель для России», долгосрочная цель которой – создание сообщества талантливых специалистов, способных дать импульс для обновления и развития отечественного образования.

В центре внимания фонда также развитие у детей новых грамотностей – базовых специальных современных знаний и умений, а именно финансовой и цифровой.

Таким образом, смена парадигмы общего образования в русле развития универсальных компетентностей и новых грамотностей должна привести к появлению нового типа выпускника школы – современного, способного принимать решения и действовать в реальной жизни, учиться самостоятельно, адаптируясь к условиям быстро меняющегося мира XXI века.