Программа направлена на создание образовательной среды, в которой условия превращаются в возможности для личностного развития детей и взрослых. Содержание Программы отвечает требованиям ФГОС, задачам, поставленным Указами Президента РФ и последними законодательными инициативами.
Цели программы
Цели Программы «Развивающая среда» (обновленное название программы «Развитие личностного потенциала», реализуемой
Благотворительным фондом «Вклад в будущее» с 2018 года) созвучны задачам воспитания, определённым в дополнениях
к Закону об образовании (от 31 июля 2020 г.) как «…развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения…».
Программа предлагает комплексное решение для образовательных организаций по сопровождению развития ребёнка с 5 до
18 лет с учётом его возрастных особенностей и предполагает вовлечение в этот процесс ключевых участников:
представителей институтов профессионального педагогического образования, управленцев образовательных организаций,
педагогов, родителей.
Как работает программа
Программа «Развивающая среда» («Развитие личностного потенциала») помогает сформировать в образовательных
организациях личностно-развивающую среду, в которой условия превращаются в возможности развития и в которой ребёнок
может удовлетворить свои ключевые психологические потребности, обрести субъективное благополучие, развить в себе
личностную зрелость и гибкость.
Основным инструментом реализации Программы становятся программы повышения квалификации и обучения педагогов,
разработанные Московским городским педагогическим университетом, которые реализуются региональными институтами
развития образования, способствуют личностному и профессиональному развитию педагогов — лидеров изменений, готовят
их к работе в новой парадигме образования, обеспечивают передовыми методиками и инструментами для работы с детьми.
Участие в Программе позволяет школам и детским садам изменить свою организационную культуру, перезапустить
профессиональную инициативу педагогов и воспитателей; ввести новые формы работы с родителями, создать
профессиональные обучающиеся сообщества, мотивированные на работу по развитию личностного потенциала.
Создание развивающей среды подразумевает изменения в четырех сферах:
1
Трансформация культуры организации, а именно изменения во взаимоотношениях:
расширение поведенческого репертуара педагога, включение различных форм взаимодействия между всеми
участниками образовательных отношений, направленных на сотрудничество, сотворчество и диалог
2
Личностное и профессиональное развитие управленцев и педагогов
образовательной организации
3
Изменение содержания и организации образовательного процесса, то есть
включение новых инструментов, приёмов, форм развития личностного потенциала в образовательную деятельность
4
Трансформация пространственно-предметного компонента среды так, чтобы
условия становились возможностями развития
Участники Консорциума о сотрудничестве
Елена Казакова Председатель Совета Консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании»
«Для нас очень важно воспитать то поколение учителей, для которых гармонизация двух задач — задачи достижения важных для общества образовательных результатов и задачи достижения личного счастья и благополучия в этом процессе ученика — является ключевым приоритетом. Мы убеждены, что любой университет начинается тогда, когда педагог-учёный задаёт себе исследовательские вопросы: «Что такое для ребёнка счастье?», «Как взаимодействует с учеником современный учитель?», «Каков он, сегодняшний ребенок?», «Какова сегодняшняя семья?», «Как все эти субъекты взаимодействуют в современном образовательном процессе для того, чтобы мы могли развивать личностный потенциал каждого ученика?». Это является важнейшей государственной задачей — сделать так, чтобы каждый ученик, который приходит в первый класс, понимал: школа создана для того, чтобы он мог найти своё место в жизни, научился учиться, раскрыл уникальные стороны своей личности. Ради этого мы формируем консорциум».
Михаил Груздев Исполняющий обязанности ректора Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского
«За последние годы случилось многое, но не случилось, на мой взгляд, главного: не изменились, практически, образовательные практики. Возможно, я излишне жестко сейчас обозначаю свою позицию, но, по большому счету, школьные учителя часто продолжают читать лекции и пересказывают учебники, благополучно копируя те образовательные практики, с которыми столкнулись в системе педагогического образования... Никто из нас пока не готов написать другую дидактику, не дидактику Коменского. Но мне кажется, что мы вместе должны по крупицам собирать образцы новых практик, осмысливать их теоретически – и, действительно, написать когда-нибудь коллективную монографию «Новая дидактика педагогического образования».
Владислав Засыпкин Ректор Сургутского государственного педагогического университета
«Кому, как не педагогическим университетам, заниматься теоретическими и практическими вопросами развития личностного потенциала… Этот проект для нас – логичное продолжение той деятельности, которую мы ведем в течение многих лет… Студенты-выпускники педагогических вузов, придя в школы, копируют те практики, педагогические и профессиональные, которые они наблюдали на своих занятиях. Они копируют своих преподавателей. И от того, как будут работать преподаватели в вузе, от того, как они будут работать со студентами, – вот от этого будет зависеть то, что выпускники понесут в школу».
Игорь Петрищев Ректор Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова
«На мой взгляд, мы на своем примере сейчас показываем, что те технологии, которые могут использоваться, должны использоваться, в первую очередь, теми, кто начинает готовить, готовит и будет готовить будущих учителей и будущих специалистов в сфере образования».
Петр Положевец Исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее»
«Уверен, что нашей дружной высокопрофессиональной команде удастся реализовать прорывные проекты в сфере педагогического образования. Думаю, что Консорциум станет одной их самых продуктивных профессиональных площадок, на которой будут обсуждаться образовательные проблемы, возникающие вызовы, успешные практики. Мы можем стать двигателем изменений педагогического образования».
Игорь Реморенко Ректор Московского городского педагогического университета
«Одна из важных составляющих нашей работы – высвечивать разные взгляды на те или иные феномены, которые происходят в педагогической действительности… Мы в плане личностно-ориентированной педагогики разделяем общие ценности и подходы, но при этом мы с вами являемся носителями разных технологий выращивания личности, становления человека, развития человеческого потенциала. Важно эти разные технологические подходы обозначать как усиливающие друг друга, в чем-то друг с другом дискутирующие».
Салават Сагитов Ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы
«Очень важно, кого мы будем готовить в школах и кого мы будем готовить для школ. Приятно, что мы оказались в такой серьезной компании. В этом Консорциуме, на мой взгляд, мы будем обогащать друг друга теми наработками и особенностями, которые есть у наших вузов».
Светлана Минюрова Ректор Уральского государственного педагогического университета
«Мир динамичен, меняются потребности и запросы общества, и в этой динамике растет будущее. Педагогические вузы погружены в разработку новых образовательных и учебных практик, неповторимых и уникальных, опираясь на опыт прошлого и приметы настоящего. Основная задача Консорциума - комплексное развитие личностного потенциала с помощью практических инструментов. Объединив все усилия, замыслы и идеи педагогических сообществ России, мы сможем создавать полезные продукты будущего разных форматов и уровней».
Исмаил Байханов Ректор Чеченского государственного педагогического университета
«В Чеченском государственном педагогическом университете предпринимаются шаги к переходу на практикоориентированное обучение. Главным флагманом в этой работе стала Педагогическая мастерская абсолютного победителя Всероссийского конкурса "Учитель года России" 2018 года Алихана Динаева. Поиск новых форм развития эффективно осуществляется командами. Педагогические, проектные и исследовательские команды вуза – это примеры точек роста и прорыва, в полной мере способных обеспечить профессиональную идентичность, непрерывное развитие, личностный рост и ценность профессионализма. Команду вузов, которую создал консорциум, ждут интересные исследовательские открытия. Мы рады стать частью такой команды прорыва».
Олег Федоров Директор Сибирского института управления - филиала РАНХиГС
«В последние годы серьезно изменились представления об образовании и его роли в жизни общества. Раньше оно рассматривалось как подготовка к будущей жизни или профессиональной деятельности, сейчас в значительной степени речь идет о развитии личности, конструировании уникального индивидуального образовательного опыта. Консорциум – это не только форма профессиональной коммуникации, но и реальный шанс тиражировать накопленный опыт, практики, успешные кейсы. Важно также, что это общественное объединение позитивных устремлений, неравнодушных людей. Это позволит работе быть в духе академической свободы. Уверен, что результатом работы будут интересные и нестандартные решения в области качества отечественного образования».
Вячеслав Приятелев Председатель Общественной палаты Вологодской области, председатель Совета ректоров ВУЗов Вологодской области, ректор Вологодского государственного университета
В ситуации поиска смыслов и выбора путей дальнейшего развития нации и государства усиливается понимание важности учительства как профессии, значимости педагогического образования как инструмента, формирующего тех, кто в дальнейшем будет формировать будущие поколения. Поэтому одна из перспективных задач в настоящий момент – консолидация усилий в выборе такой траектории развития педагогического образования, в которой заинтересовано общество и государство. Для нас консорциум – это эффективный механизм совместного поиска идей и возможностей их реализации в научной, образовательной, социокультурной, межнациональной деятельности, социальном партнерстве, «локомотив» развития университета.
Сергей Тарасов Ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
«За последние годы существенно изменилась ситуация в образовании, в первую очередь, в связи с его технологизацией. Во времена, когда цифровые технологии становятся одними из ключевых медиаторов взаимодействия ребенка с миром взрослых, особое значение приобретает проблема развития личностного потенциала как учащегося, так и обучающих его педагогов. Для Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – поиск решений в этой области является первоочередной задачей, учитываемой и в научной, и в образовательной деятельности. Выпускники педагогических вузов, мы уверены, продолжат эту идеологию дальше в образовательных организациях, куда они придут работать, что несомненно обеспечит преемственность в российском образовании».
Алексей Чумаченко Ректор Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского
«Подготовку учительских кадров мы видим как непрерывную цепочку: довузовское обучение, качественное высшее образование, педагогическая интернатура для молодых учителей, профессиональное общение с учителями региона. Для Саратовского университета это приоритетная задача, выполнение которой позволит сформировать учителя будущего как человека, безраздельно преданного своим ученикам, обладающего высоким интеллектом, способного оценить новые вызовы и найти адекватные ответы на них, умеющего быть в диалоге с окружающим миром и коллегами, культивирующего в себе и своих учениках коммуникативные возможности, в том числе – в цифровой реальности. Поиски новых смыслов в педагогической парадигме лучше вести вместе. Вот почему нам нужен Консорциум!»
Александр Фёдоров Ректор Балтийского федерального университета им. И. Канта
«Создание Консорциума по приоритетным и флагманским образовательным и научным программам и темам позволяет построить трансрегиональный открытый сетевой холдинг, расширяющий образовательные и научные границы с помощью трансформации основных политик и стратегических проектов трансрегионального и международного партнёрства. Вступление в Консорциум позволяет прямо или косвенно обеспечить не только усиление практической подготовки будущих учителей, но и существенное расширение горизонтов их научного мышления и исследовательской деятельности. Только совместная кооперация и объединение ресурсов всех субъектов социально-образовательных систем позволяют сформировать единое пространство распространения и генерации инновационного педагогического опыта, единое пространство сторон, заинтересованных в повышении эффективности и конкурентоспособности национального образования».
Константин Борисович Егоров Ректор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета
«Я уверен, что подготовка педагогов сегодня ― это самый надёжный вклад в завтрашний день, в развитие нашего общества. В последние годы отечественные педагогические вузы объединились в настоящее сообщество, и все его участники искренне заинтересованы в обмене мнениями, реализации проектов, создании платформ для совместных начинаний. Консорциум ― это наше общее дело, которое обязательно принесет пользу нашей системе образования, будущим и действующим педагогам и наставникам».
Александр Николаевич Худин Ректор Курского государственного университета
«Вхождение в Консорциум для нас ― шаг вперед и импульс к развитию как университета, так и региональной системы образования. Мы рассматриваем программы Консорциума как передовые профессиональные решения проблем подготовки новых поколений к жизни в сложном обществе. Полагаем, что опора разработок Консорциума на современные исследования и направленность содержания на социально-эмоциональное развитие детей и взрослых позволит нам воспитать думающее, чуткое и ответственное поколение. Организовав у себя в университете интеллектуальную среду поддержки идей Консорциума, мы рассчитываем стать ресурсным центром для образовательных организаций региона и помочь им изменить внутреннюю культуру, перезапустить профессиональную инициативу и выйти на новый уровень развития, соответствующий духу времени».
Научная и методологическая основы Программы
Методология Программы опирается на научную концепцию личностного потенциала с использованием инструментов
средового
подхода в образовании, а также социально-эмоционального и когнитивного развития детей.
Программа сочетает в себе глубокий научный подход с практичностью и применимостью. В основу Программы легли
разработки Благотворительного фонда «Вклад в будущее» по развитию отдельных навыков и компетенций, полученные в
рамках реализации программ Фонда. Эти разработки были усилены пониманием ключевой роли образовательной среды, а
также личностного потенциала как способности управлять своими способностями.
Программа сочетает в себе глубокий научный подход с практичностью и применимостью. В основу Программы легли
разработки Благотворительного фонда «Вклад в будущее» по развитию отдельных навыков и компетенций, полученные в
рамках реализации программ Фонда. Эти разработки были усилены пониманием ключевой роли образовательной среды, а
также личностного потенциала как способности управлять своими способностями.
В основе методологии Программы лежат следующие научные концепции и школы:
- концепция личностного потенциала (Д. Леонтьев) и позитивная психология (М. Селигман);
- школа возможностей и педагогика достоинства (А. Асмолов);
- теория самодетерминации (Э. Диси и Р. Райан), теория мотивации (Т. Гордеева);
- методология диагностики и проектирования личностно-развивающей образовательной среды (В. Ясвин);
- методология стратегического проектирования в образовательной организации (А. Моисеев);
- методология развития универсальных компетентностей «4К» (критическое и креативное мышление, коммуникация и
кооперация) и формирования профессиональных обучающихся сообществ педагогов (адаптация М. Пинской).
Методики Программы «Развивающая среда» («Развитие личностного потенциала») прошли психолого-педагогическую
экспертизу Российской академии образования (РАО) и рекомендованы к интеграции в систему дошкольного и общего
образования. Министерство просвещения РФ в лице ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» рекомендовало УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» и УМК «Развитие личностного потенциала подростков» для
работы школьных педагогов-психологов.