Центры развития личностного потенциала

Сеть Центров развития личностного потенциала (ЦРЛП) ― это сообщество единомышленников, разделяющих ценности Программы и реализующих их в своей деятельности. На начало 2024 года Центрами РЛП являются 122 наиболее активных школы и детских сада.

Войти в сообщество ЦРЛП может образовательное учреждение (школа или детский сад), реализующее программу «Развивающая среда» не менее одного года при условии, что управленческая команда и педагоги прошли обучение по программам повышения квалификации, а в педагогической команде образовательной организации есть подготовленный наставник. Ежегодно, начиная с 2022 года, Фонд «Вклад в будущее» проводит экспертный отбор Центров РЛП среди претендентов.

Посмотреть список Центров РЛП можно на странице отбора в блоке «Центры РЛП»

Концепция ЦРЛП

Миссия Центров РЛП состоит в создании условий для развития благополучной личности, которая понимает себя и свои цели, умеет их достигать и остаётся устойчивой к жизненным трудностям.

Для реализации миссии образовательные организации – Центры РЛП ориентируются на 7 приоритетов: взаимосвязанных ценностей, лежащих в основе концепции личностного потенциала:

  • Разнообразие
  • Самоопределение
  • Инициатива
  • Созидание
  • Открытость к изменениям
  • Диалог
  • Доверие

Базовыми условиями благополучия, развития личностного потенциала являются доверие и принятие разнообразия, которое проявляется в широком спектре возможностей действий и отношений с миром. Диалог — один из механизмов самоопределения в мире возможностей — так раскрывается потенциал выбора. Поддержка инициативы, активного интереса и внутренней мотивации, а также создания и реализации собственных идей — ключевые векторы потенциала достижения. Открытость к изменениям при встрече с трудностями — фактор потенциала жизнестойкости.

Центры развития личностного потенциала воплощают эти ценности в двух направлениях: через обогащение образовательной среды и через формирование навыков работы личности.

Обогащение образовательной среды — это:

  • изменение во взаимоотношениях (социальный компонент ЛРОС): развитие стиля педагогического общения учителей, включение различных форм взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, направленных на сотрудничество;
  • включение новых инструментов, приёмов, форм развития личностного потенциала в образовательную деятельность (организационно-технологический компонент ЛРОС);
  • трансформация пространства, в котором условия становятся возможностями развития, повышается доступность и предоставляется возможность активности (предметно- пространственный компонент ЛРОС).

Формирование навыков работы личности, которые по мере их развития будут «вплетаться» в структуры личностного потенциала, ведётся по трём направлениям.

  1. Потенциал самоопределения: поддержка автономии, развитие способности и умения делать выбор в конкретной ситуации;
  2. Потенциал достижения: формирование установок, развитие умений и навыков, определяющих продуктивность в осуществлении цели;
  3. Потенциал сохранения в ситуации давления связан с развитием навыков жизнестойкости.

Комплексные изменения достигаются, если в процесс развития образовательной организации вовлечены все участники образовательных отношений: управленческие команды, педагоги, дети и их семьи.

  • На уровне управления

    Что происходит: формируется запрос на перспективу, задаётся вектор развития, создаются условия для системных изменений культуры взаимоотношений в ОО со вниманием к удовлетворению базовых психологических потребностей (в принятии/связанности, компетентности, автономии/самостоятельности) всех участников образовательных отношений.

    Ожидаемый результат: создание условий для удовлетворения базовых психологических потребностей педагогов и других участников образовательных отношений; формирование и укрепление вертикальных и горизонтальных связей; разработка программы воспитания, сфокусированной на развитии ЛП.

  • На уровне педагогического коллектива

    Что происходит: педагоги формируют и поддерживают атмосферу взаимоуважения и психологической безопасности, используют новые педагогические инструменты в своей практике.

    Ожидаемый результат: повышение уровня психологического благополучия, уход от культуры соперничества к культуре сотрудничества, рост внутренней мотивации и профессионального мастерства, смена установки на заданность на установку на рост и развитие ребёнка.

  • Психологическая служба

    Что происходит: служба сопровождает педагогов в освоении новых инструментов и в реализации учебно-методического комплекта по социально-эмоциональному развитию и развитию личностного потенциала.

  • На уровне обучающихся и воспитанников

    Что происходит: дети приобщаются к новой культуре взаимоотношений через выделенные курсы, классные часы и другие инструменты и события.

    Ожидаемый результат: повышение уровня психологического благополучия и жизнестойкости, формирование установок и навыков для качественного принятия решений и достижения целей.

  • На уровне родителей

    Что происходит: вовлекаясь в активное обсуждение и проектирование, родители формируют и поддерживают культуру не только в образовательной организации, но и в семье.

    Ожидаемый результат: увеличение количества родителей, вовлечённых в «дела школы» и совместные проекты.

Постепенно образовательная организация переходит от формальных отчётов с количественными результатами к практическим действиям и качественным результатам (от отчётов ради отчётов к доказательной педагогике и управлению на основе данных); уменьшаются конфликтные ситуации. В результате изменений и развития школа обретает свою уникальность/индивидуальность («своё лицо»).

В такой среде ребёнок будет свободным, активным, творческим, что становится основой для развития его личностного потенциала и достижения высоких академических результатов.



Назад