Все мы иногда совершаем импульсивные поступки — например, съедаем булочку на ночь или покупаем смартфон на последние деньги. Но если это происходит постоянно, то может привести к серьёзным проблемам в жизни. И не только у нас, но и у детей — ведь мы подаём им плохой пример. Разбираемся, как научить себя и ребёнка справляться с сиюминутными желаниями и не тратить всю зарплату на погашение кредитов.
От импульса к силе воли
В 1970-е годы американский психолог Уолтер Мишел поставил так называемый зефирный эксперимент. Учёный предлагал детям выбор — съесть вкусную зефирку прямо сейчас или отказаться от неё, подождать 15 минут и получить сразу две. Через несколько лет исследователи обнаружили, что дети, которые ждали ради двойной выгоды, стали успешнее сверстников, съедавших одну зефирку сразу.
В 2018 году выяснилось, что результаты эксперимента недостоверны и находятся на уровне статистической погрешности. Получается, никакой разницы между сиюминутной выгодой и ожиданием большей награды нет. Однако из этого эксперимента всё равно можно вынести кое-что полезное.
Выберите цель
Важный навык в обращении с деньгами — умение справляться с желанием немедленно их потратить. Прежде всего научите ребёнка ставить реальные цели и достигать их. Здесь поможет личный пример. Поговорите о том, что накопления — это не скучное откладывание денег, а работающий способ купить себе почти всё, что хочется, а заодно всегда иметь подушку безопасности на тот случай, когда деньги вдруг закончатся.
Обсудите, о чём мечтает ваш ребёнок. О самом большом бургере из нового кафе? О новых кроссовках? Может, о велосипеде, приставке последней модели или модных наушниках, о которых все говорят? Составьте вольный список, а затем вместе расположите предметы из него так, чтобы на первом месте оказались самые желанные вещи. Дальше проставьте примерные ценники напротив каждого пункта, чтобы прикинуть, на что скопить реально, а что стоит отложить на потом.
Теперь придумайте, что из этого может стать целью будущих накоплений. Пусть ребёнок выберет сам: совсем не обязательно концентрироваться на какой-то одной вещи, главное, чтобы это были желанные предметы, ради которых он сделает усилие и победит свои импульсы немедленно потратить все карманные деньги в онлайн-игре или школьной столовой.
Определите бюджет
Допустим, ребёнок выбрал — будем копить на те самые белые беспроводные наушники стоимостью 10 000 рублей. Самое время рассчитать, сколько денег и как долго нужно откладывать, чтобы получить желаемое. Исходите из «дохода» — его карманных денег. Например, в неделю вы даёте тысячу рублей, а в конце каждого месяца — ещё 500 рублей дополнительным «бонусом». Если он хорошо умеет считать, попросите проанализировать экономику накоплений.
Здесь пригодятся два метода: первый — это учёт собственных расходов. Пусть ребёнок вспомнит, на что он тратил деньги последний месяц. Например, можно ли было обойтись без платных стикеров в соцсетях? А вместо большой картошки фри взять среднюю? Это поможет понять суть трат и научит распределять приоритеты.
Можно вместе составить красивую табличку расходов и доходов, где будет отражён и «накопительный фонд». А можно установить приложение для смартфона, которое помогает следить за тем, сколько и на что пользователь тратит.
Второй метод — это надёжное хранение собственного стабфонда. Наверняка на пути к желаемым наушникам он столкнется с кучей соблазнов: потратить «немножко» из накоплений на кино или дешёвую Bluetooth-колонку из магазина в переходе. Обсудите вместе, как уберечься от импульсивных поступков: может, спрятать деньги в надёжном месте или попросить родителей придержать их и выдать в определённую дату, как бывает с депозитным вкладом?
Ещё один полезный совет: научите ребёнка откладывать часть денег на мечту сразу, как только он получает карманные расходы. Таким образом, он не сможет потратить все средства, так ничего и не отложив.
Усильте мотивацию
Поначалу копить деньги кажется простым занятием, но с течением времени мотивация ослабевает, а соблазны обуревают всё сильнее. Если чувствуете, что ребёнку стало тяжелее планировать расходы, предложите ему вместе подумать о цели, к которой он идёт.
Например, почитать что-нибудь новое о наушниках. Или подобрать к ним какие-нибудь недорогие аксессуары, которые вы ему подарите, как только он накопит нужную сумму. Можно вместе поискать магазин, в котором вы будете покупать желаемое: многие магазины часто планируют заранее скидки к определённым датам или анонсируют распродажи — возможно, со скидкой получится купить все вещи на пару дней раньше.
Для детей помладше сработает принцип визуализации: распечатайте картинку с желанной вещью, а под ней сделайте календарик, в котором можно вычёркивать дни, приближаясь к заветной цели.
Подумайте о дополнительных доходах
Поговорите с ребёнком о том, что деньги появляются не только в результате чистой экономии. Их можно и заработать. Например, найти несложную подработку на каникулах: разносить пиццу или раздавать листовки. А можно придумать и более креативный способ, например настраивать за небольшие деньги телефоны и компьютеры пожилым соседям или найти несложную работу в интернете (здесь, правда, лучше проконтролировать, чтобы ребёнок не попал в руки к мошенникам или к тем, кто использует подростков как наркокурьеров).
Ещё один способ дохода — продать что-нибудь ненужное. Наверняка в комнате пылятся ролики, которые уже малы, игрушки, в которые больше никто не играет, или старая одежда. Заодно посвятите ребёнка в азы благотворительности: что-то можно действительно продать, а что-то — отдать даром. Одежду, например, можно отдать как нуждающимся, так и на переработку — это будет полезно для экологии. Многие известные бренды устраивают акции в духе «Принеси мешок старых вещей в магазин на переработку — получи новую вещь бесплатно».
Наконец, ещё одна статья дохода — денежные подарки от родственников. И пусть эти доходы трудно планировать, объясните, что такие бонусы в жизни иногда случаются, но к ним нужно относиться с умом, чтобы «шальные» деньги не были тут же потрачены. Можно «подыграть» всей семьёй и дарить небольшие суммы в определённые промежутки времени, чтобы получался как будто накопительный счёт и ребёнок, например, к лету смог бы купить велосипед. Получится, что грамотное планирование — его заслуга, а не так просто — «вот тебе готовенький велосипед».
Сейчас есть множество интерактивных игр, которые учат детей планировать расходы и ответственно относиться к деньгам. Например,
приложение от Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», где подростку предлагают «прожить» 10 лет, в течение которых ему нужно заработать как можно больше денег с помощью финансовых инструментов: акций, облигаций, вкладов.
Не бойтесь пересматривать сумму карманных расходов. С возрастом дети тратят больше, так что можно пропорционально увеличивать сумму, которую вы им выделяете.
Включите в карманные деньги, например, оплату сотовой связи, или оплачивайте её сами, или придумайте какой-нибудь бонус раз в несколько недель. Дайте понять, что вы только учитесь обращаться с деньгами, так что ошибки и промахи — это нормально. Наказания и ругань за деньги, потраченные импульсивно, — первый шаг к тому, что в будущем у ребёнка закрепится нервное отношение к денежному вопросу. Лучше обсудить, почему так произошло, вы лучше знаете своего ребёнка — возможно, у него что-то случилось и ему хотелось себя порадовать.
Стремиться к большему
Постепенно все эти шаги научат ценить деньги и видеть в них не только способ получения сиюминутного удовольствия, но и важный инструмент для развития будущего. Открытый в 14 лет (именно с этого возраста в банке можно оформить и карту, и накопительный вклад) счёт может стать фундаментом для покупки первой машины, когда придёт время.
Кстати, о крупных покупках: хороший мотиватор для ребёнка — помочь ему с большой тратой. Вы можете оплатить часть стоимости той же машины, но при этом дать уже подросшему ребёнку почувствовать, что это не просто подарок, а ваша общая трата, в которой есть и его законная доля.
Умение планировать пригодится не только в финансовых вопросах, но и в жизни вообще. Оно убережёт от поспешных и неверных решений, поможет взвешенно подходить к решению любых задач, а главное — не бояться делать выбор и отвечать за последствия. Кроме того, такие упражнения, в которых участвует вся семья, отлично сплачивают и могут стать хорошим поводом для дополнительного общения.
Когда вы рассказываете ребёнку о правильном обращении с деньгами, наверняка и сами задумаетесь о том, что делаете неправильно, и придёте к полезным выводам. Ведь любые советы для подростка — пустой звук, если он видит, что его родители только советуют, а сами им не следуют.
Данный материал является частью большого проекта, посвященного развитию у детей личностного потенциала и ключевых компетенций XXI века. О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как меняется мир, и показываем, какие навыки помогут ребенку гармонично жить в меняющейся реальности. Другие материалы проекта раскрывают темы развития социально-эмоционального интеллекта, финансовой и цифровой грамотности, когнитивного развития, инклюзии в школе и др. Проект подготовлен совместно с сайтом об образовании и воспитании детей Мел.
автор материала
Ксения Баранова
Назад