Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» принял участие в Уроке цифры в Нижнем Новгороде

1 июня 2023 года состоялся открытый Урок цифры в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР 2023). Мария Кондратьева, руководитель программы Фонда «Цифровая индустрия промышленной России», рассказала участникам Урока о роли искусственного интеллекта (ИИ) в современном мире, мероприятиях и обучающих продуктах Фонда, а также ответила на вопросы школьников о ИИ.

В открытом Уроке цифры приняли участие более 30 учащихся и их педагогов из общеобразовательных школ Нижнего Новгорода. Ответить на вопросы школьников и рассказать о карьерных возможностях в сфере ИТ и кибербезопасности пришли также: Александр Синелобов, Министр цифрового развития и связи Нижегородской области, Сергей Плуготаренко, генеральный директор АНО «Цифровая экономика», Андрей Горобец, директор департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России, Антон Иванов, директор по исследованиям и разработке АО «Лаборатория Касперского», Зульмира Яникова, руководитель группы автоматизации учреждений дошкольного и общего образования фирмы «1С».

Сегодня большое внимание уделяется повышению уровня цифровой грамотности и просвещению в области кибербезопасности детей. И государство, и бизнес делают многое для того, чтобы интернет для школьников России был безопаснее. В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» уже реализуется множество проектов для усиления цифровых компетенций.

По статистике, 68,3 % российских детей от 3 до 6 лет пользуются интернетом. За последние 10 лет их количество увеличилось почти втрое. Такие данные приводит Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. При этом постоянно пользуются интернетом в России более 80 % детей от трех до 14 лет. Так, в сеть выходят практически все подростки в возрасте 12−14 лет (95 % в 2020 году), а доля таких детей от 7 до 11 лет составляет 83,3 %.

Министр цифрового развития и связи Нижегородской области Александр Синелобов упомянул существующие региональные практики, тренирующие навыки и компетенции школьников.
«С каждым таким Уроком мы видим, что потребность в диалоге с разработчиками есть не только у студентов, но и у более юных потребителей ресурса. Сегодня мы услышали предложение о возможности привлечения школьников к разработкам программного оборудования в рамках учебного курса. Такая практика есть у нижегородских вузов, мы устраиваем, например, хакатоны, где каждый может проявить себя в решении кейсов от крупных компаний. Теперь мы услышали, что и старшеклассники готовы проявить себя на такого рода соревнованиях».

Мария Кондратьева, руководитель программы «Цифровые навыки и компетенции» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», отметила интерес школьников к одной из передовых технологий — искусственному интеллекту.
«Традиционно в рамках Урока цифры мы в первую очередь говорим об искусственном интеллекте как технологии, которая оказывает колоссальное влияние на многие отрасли уже сейчас и будет распространять свое влияние дальше. Было приятно видеть интерес участников Урока к этой теме и готовность погружаться в знакомство с возможностями технологии и с точки зрения разработки, и со стороны пользовательского опыта. Надеюсь, нам с коллегами удалось вдохновить ребят на исследование ИТ-сферы и поиск себя в ней».

Школьникам были продемонстрированы просветительские мультфильмы, подготовленные экспертами Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», ― «Мобильные угрозы» и «Цифровой баланс». Главные герои мультфильмов ― жители подводного мира, столкнувшиеся с цифровыми проблемами. На понятных каждому школьнику примерах они рассказывают о том, как их можно решить.

эксперт
Сергей Плуготаренко Генеральный директор АНО «Цифровая экономика»

«В прошлом году для ИТ-специалистов запустили беспрецедентные меры поддержки как со стороны бизнеса, так и со стороны государства. Можно сказать, что сегодня к ИТ-отрасли относятся так же, как в СССР относились к космонавтике или атомной энергетике. В ближайшие годы ИТ будет именно той сферой, куда бизнес и государство будут вкладывать свой ресурс. Поэтому я призываю школьников не бояться искусственного интеллекта, постоянного переобучения, высокой конкуренции на рынке, а связывать свою жизнь с ИТ. Сегодня мы насчитываем около 3 млн ИТ-специалистов — проджекты, маркетологи, упаковщики, разработчики, пиарщики и др. Именно весь этот цифровой контур поддерживает и сопровождают 2/3 экономики России. Но сделать выбор и не ошибиться в таком многообразии ИТ-направлений очень сложно. Проект „Урок цифры“ должен помочь школьникам с профориентацией, ведь задача проекта — вовлекать учеников в ту профессию, которая востребована сегодня, учитывать быстрые изменения в отрасли и прогнозировать, какие специальности будут востребованы на горизонте нескольких лет».

эксперт
Андрей Горобец Директор департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России

«Нижний Новгород — один из регионов, который может выступать драйвером, потому что здесь много предприятий, которые задействованы в ИТ. Все говорят про ИТ, но мало кто знает, что специалисты в этой отрасли зависимы от грамотных управленцев, ставящих задачу. Ни один разработчик не сядет просто так программировать, должна быть поставлена интересная и захватывающая задача, способная изменить мир. Это, например, обучение нейронных сетей языкам, в том числе и древним. Таким образом, ИТ-специалист постепенно входит в другую, совершенно новую профессию, и затем создаются новые специальности на стыке науки и программирования — ИТ и биологии, ИТ и медицины, ИТ и сельского хозяйства. И все эти полученные знания можно использовать на благо страны. Кроме того, есть много региональных проектов, помогающих решать прикладные задачи и пробовать свои силы не только в программировании, но и в других общеобразовательных предметах: химии, биологии и т. д.».

эксперт
Зульмира Яникова Руководитель группы автоматизации учреждений дошкольного и общего образования фирмы «1С»

«Наша компания имеет более 10 тысяч партнёров, и всё наше сообщество сталкивается с дефицитом кадров, поэтому стараемся реализовать кадровые активности — работаем со школьниками и студентами, помогаем определиться с ИТ-направлением, попробовать себя в разных направлениях. Всё это мы называем „непрерывной траекторией развития в области ИТ“, которая стартует с формата клуба программистов для школьников, начиная с пятых классов. Также мы активно участвуем в проектах „Урок цифры“, „Билет в будущее“, поддерживаем олимпиады и многое другое. Для студентов проводим дни карьеры с участием наших партнёров, сертифицированные курсы, хакатоны. Также у нас есть студенческие конкурсы и соревнования, стажировки — вплоть до трудоустройства».

эксперт
Антон Иванов Директор по исследованиям и разработке АО «Лаборатория Касперского»

С наступлением каникул тема кибербезопасности и кибергигиены становится ещё более актуальной. Активизируются различного рода злоумышленники, в том числе использующие вредоносное программное обеспечение, которое может, например, красть личные данные пользователей. Мы рады, что сегодняшнее мероприятие собрало большое количество талантливых школьников старших классов, которые, надеюсь, в будущем выберут карьеру в сфере в кибербезопасности и помогут бороться с большим количеством киберугроз. Дети слушали затаив дыхание, задавали вопросы и искренне интересовались темой — пусть сегодняшний урок будет в помощь и на пользу!»

Источник: АНО «Цифровая экономика»

Назад

Программа

Программа «Цифровые навыки и компетенции»

О программе
Новости