Инновации в педагогике: новые формы преподавания и оценки для педагогов и политиков

В этом году вышел уже пятый по счету отчет, совместно подготовленный Открытым университетом (Великобритания) и Национальным институтом образования (Сингапур). В нем рассматривается 10 ключевых инноваций, которые уже внедряются в образовательных системах разных стран и, по мнению автора, должны оказать сильное влияние на развитие образования в ближайшие годы.

Что же представляют собой эти 10 инновационных подходов?

1. Обучение через социальные медиа: продвижение образовательного контента в соцсетях, в первую очередь, в рамках неформального образования. Хорошим примером реализации этого подхода в России можно назвать проект «1917: свободная история».

2. Продуктивная неудача: стимулирование учащихся самостоятельно искать решения неизвестных и сложных для них задач, прежде чем объяснять им материал. Для начала важно выяснить три вещи: что известно, что неизвестно и чего не хватает для получения решения. Впоследствии эти навыки помогают решать самые разные учебные и жизненные задачи.

3. Обратное обучение: учимся, объясняя, что мы учили. После изложения темы преподавателем, его собеседники (ученики) пытаются объяснить ее одноклассникам. Таким образом, учащиеся не только осваивают новые темы, но и учатся излагать их своими словами.

4. Дизайн-мышление: методика, пришедшая из дизайна в другие сферы бизнеса, а теперь и в образование. Она предполагает генерацию идей в группе и дальнейшую работу с ними по определенному алгоритму. Для успеха важен учет разных точек зрения, переговоры, а нередко и разрешение конфликтов. Подробнее о дизайн-мышлении для учителей

5. Крауд-обучение: решение задач распределенными и многочисленными группами людей (краудсорсинг) используется в самых разных сферах (классический пример — Википедия). Применение краудсорсинга в образовании может включать отбор учебных ресурсов, создание платформ обмена мнениями, онлайн-обсуждение работ, сбор данных для проектов и исследований.

6. Обучение с помощью видеоигр. Еще в 1978 году были проведены первые исследования, которые выявили мотивационный эффект и когнитивный потенциал видеоигр. Сегодня, помимо игр, специально разработанных для обучения, игровые элементы используются для обучения на рабочем месте, имитационного моделирования (например, летные тренажеры) и других форм геймификации.

7. Формативная аналитика: использование аналитических инструментов, помогающих анализировать и улучшать свои результаты. Например, система непрерывной оценки учащихся на образовательном онлайн-ресурсе, позволяющая понять уровень усвоения материала и дать немедленную обратную связь о том, что и как можно улучшить. Ключевая особенность формативной аналитики: она направлена не на анализ исторических показателей, а на улучшение результатов в будущем.

8. Обучение, ориентированное на будущее. Этот емкий термин включает сразу много составляющих, актуальных для современного образования (см. иллюстрацию): умение учиться и переучиваться, навыки и компетенции 21 века, «новую грамотность», личные качества и навыки межличностного общения и другие элементы. Развитию этого подхода в образовании уделяет огромное внимание Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее».

9. Чередование языков: использование в процессе обучения сразу нескольких языков, с гибким и свободным переключением между ними в ходе занятия. Такой подход помогает расширить кругозор учащихся, обогатить их культурный опыт и мировоззрение.

10. Применение блокчейн для обучения. Технология блокчейн обеспечивает надежность хранения данных и доступа к ним в компьютерах отдельных пользователей, а не в центральной базе данных. В сфере образования блокчейн позволяет, например, распределенное хранение записей об академических достижениях и интеллектуальных успехах учащихся.

Подробный обзор по отчету

Полная версия отчета

Назад
Новости