Ведущие эксперты о цифровизации образования в октябрьском номере «Домашнего очага»

В октябрьском номере журнала «Домашний очаг», приуроченном ко Дню учителя, мы подняли важную для нас тему: Елена Казакова, Петр Положевец и Александр Асмолов обсудили цифровизацию в образовании. Как она повлияет на роль учителя и как связана с педагогикой выбора?

Задача, которая сегодня стоит перед школами, вузами и образованием в целом, – цифровизация. Тема эта вызывает целый спектр разных мыслей и эмоций у людей «от образования» или далёких от него. Перейдём ли мы на онлайн-обучение? Не девальвируется ли роль учителя? Как изменятся качество и глубина получаемых школьниками и студентами знаний?

Мир стремительно меняется. А с ним вместе – мы, наши дети, школа и образование. Нам всё сложнее концентрироваться и удерживать внимание на чём-то одном. Объем информации, которая сваливается на школьников, сейчас увеличен в разы, и её стало сложнее усваивать. Учитель и книги (было время, когда книги были дефицитом) сейчас не являются уже единственным источником информации. «Онлайн» формат стал обыденностью. Но значит ли это, что непременно снизится и качество образования? Справедливо ли в тех изменениях, которые приносят нам стремительно развивающиеся технологии, видеть одни минусы?

Благодаря технологиям и цифровизации в образовании любой человек, где бы он ни жил, имеет доступ к знаниям и информации; возможности адаптировать образовательный контент и собственно обучение под людей с разными способностями и скоростью усвоения информации стали практически безграничными; у учителя/педагога появился шанс переосмыслить свою роль, а детей больше не надо убеждать в том, что без новых знаний и регулярных «обновлений» будет сложно добиться успеха.

Только объективный взгляд на процесс цифровизации позволит нам сделать правильные выводы, скорректировать «дорожную карту» и построить правильную стратегию развития образования.

Читайте статью «Цифровизация: помочь найти путь» на сайте «Домашнего очага», делайте свои выводы и делитесь с нами вашим мнением.

эксперт
Елена Казакова Директор Института педагогики СПбГУ, член-корреспондент РАО «Школа – наше дело»
«Цифра может решить сложную задачу – помочь ребенку выработать свой стиль обучения. Все мы разные, у нас разный темп восприятия, разный тип памяти и воображения, и можно учиться эффективнее, если мы делаем это с учетом наших индивидуальных особенностей. Про это говорили еще великие педагоги Коменский, Ушинский и другие. На помощь приходит искусственный интеллект, образовательные платформы, которые помогают обучение индивидуализировать».
эксперт
Александр Асмолов Академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Школы антропологии будущего
«...Для учителей и для родителей путеводной звездой должна быть «педагогика бесподобия». Когда они видят в детях то разнообразие, которого они сами не знают и которого не знают еще их дети, но которому надо дать расцвести, надо дать расцвести этой сложности, дать расцвести жизненному пути. А что такое жизненный путь – это история отклоненных альтернатив, дорог, на которых мы много кем хотели стать – но не стали».
эксперт
Пётр Положевец. Исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»
«Интерес и увлечённость порождают вовлечение ребёнка в освоение новых знаний, формирование гибких навыков. Например, ученик сам решает, на задачах какого типа отрабатывать ему ту или иную тему. Во все задачи зашиты элементы, которые формируют когнитивные, социальные и эмоциональные навыки, такие актуальные сегодня».

Назад
Новости