Школы Калининградской области готовы к глобальным изменениям

Директора школ и детских садов Калининградской области будут создавать в своих организациях личностно-развивающую образовательную среду (ЛРОС). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (ППК) для управленцев из системы образования региона завершилась в Светлогорске.

1.jpg

Обучение управленческих кадров школ и детсадов Калининградской области – это первый этап реализации в регионе долгосрочной Программы по развитию личностного потенциала. Программа инициирована и реализуется Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» в партнерстве с Московским городским педагогическим университетом (МГПУ). Калининградская область стала одним из 10-ти регионов-участников Программы, отобранных в результате конкурса летом текущего года и первым, где прошло обучение.

Пока Программа запустилась в 10 школах, 2 детских садах и трех центрах допобразования из 7 муниципалитетов региона. Но в течение трех лет к ней подключатся 60 организаций, то есть 34% от общего числа.

Первый день ППК прошел в торжественной обстановке Театра эстрады «Янтарь-холл»: управленцев приветствовали министр образования Калининградской области Светлана Трусенева, заместитель управляющего Калининградского отделения Сбербанка Марина Сергеева, исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее» Пётр Положевец.

Он в своём докладе, в частности, сказал: «Как готовить детей к будущему, которое будет постоянно меняться, трансформироваться, в котором неопределенность будет не сбоем, а структурной особенностью? Как готовить детей к будущему, в котором 75% процентов профессий, существующих сегодня, не будет? Видимо, в будущем нашим детям не обойтись без умения адаптироваться к постоянным переменам, без умения учиться новому, сохранять хладнокровие в незнакомых ситуациях. Поэтому уже сегодня одной из задач образования становится проживание детьми множества ролей и социальных ситуаций в безопасной и привлекательной образовательной среде»

На открытии ППК вспомнили ярчайшего представителя педагогического сообщества области – лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016, автора «Учительской газеты», учителя русского языка и литературы Леонида Бондаря из Калининграда, погибшего в 2017 году. Он считал: чтобы привить ученику интерес к учебе, «необходимо хорошенько подумать и ответить на ряд вопросов. Чего хочу я? Чего хочет ребёнок? Почему мы хотим разного? Где заканчивается моя сфера ответственности? Где начинается его сфера ответственности? Этих вопросов может быть очень и очень много. Не исключено, что за помощью вам придётся обратиться к специалисту по подростковой психологии. И — общаться с ребёнком, говорить». Именно на расширение возможностей ребенка делать осознанный и самостоятельный выбор целей в своей жизни и путей их достижения направлена Программа по развитию личностного потенциала. Она предполагает работу с каждым ребенком в трех ключевых направлениях: помощь в самоопределении, понимании себя и управлении своей жизнью, развитие универсальных компетенций, освоение технологий и инструментов под конкретные типы деятельности и задачи.

В основу Программы, обучения, сопровождения управленцев и педагогов Калининградской области легли разработки крупнейших отечественных ученых. Например, база Программы – концепция личностного потенциала доктора психол. наук, главного научного сотрудника, заведующего «Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации», профессора факультета социальных наук НИУ «ВШЭ» Дмитрия Леонтьева. О том, что такое личностный потенциал какова его структура и способы развития слушателям сообщила в своей лекции доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, канд.психол.наук Елена Рассказова. Лекцию о философско-педагогических основах средового подхода в образовании и практикум «Диагностика и проектирование личностно-развивающей образовательной среды» провел профессор департамента психологии МГПУ, доктор психол.наук Витольд Ясвин. С лекцией «Школа уходит в цифру: мифы и реальность управления образованием в эпоху цифровизации выступила член экспертного совета Программы, директор Института педагогики СПбГУ, научный руководитель еще одной программы фонда «Цифровая платформа персонализированного образования в школе», член-корреспондент РАО, доктор пед.наук Елена Казакова.

Заведующий Лабораторией личностного потенциала Института системных проектов МГПУ, доктор пед.наук, канд. ист.наук Андрей Иоффе и сотрудники БФ «Вклад в будущее» предложили продукты, которые помогут обогатить образовательную среду. Практические занятия провели ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, кандидат пед.наук Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Лаборатории развития личностного потенциала МГПУ, кандидат ист.наук Людмила Бычкова. Участники обучения также узнали о том, как работать с пространственным компонентом и организовывать в школе профессиональные обучающиеся сообщества, прошли тренинги по инструментам развития личностного потенциала.

Участники ППК поделились своими впечатлениями об обучении.

«Мы готовы к глобальным изменениям, - сказала Ольга Саратовская, директор гимназии г. Гурьевска. - Наша команда получила возможность узнать о себе и увидеть путь развития. Мы получили инструменты, с помощью которых мечты о глобальных изменениях в системе образования в России могут начаться именно с нас. Благодарим фонд «Вклад в будущее» за объем, системность и практикоприменимость».

«Участие в обучении по программе позволило расширить имеющиеся знания, приобрести полезные умения и открыло возможности применять их эффективно в профессиональной деятельности. Опыт общения с высококвалифицированными преподавателями, работа в группах с коллегами стали источником новых идей м подарили вдохновение на их реализацию. Грамотно выстроенная система сопровождения команд, прекрасные, компетентные модераторы обеспечили эффективность совместной работы и эмоциональный комфорт», - отметила Мария Стешенко, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин КОИРО.

«За эти дни перед нами выступили потрясающие люди, настоящие профессионалы. Очень важная информация, работающие методики, полезные разработки – все то, с чем мы останемся после того, как курсы закончатся. Более того, бесценные переживания и знакомства с интересными людьми создали ту самую личностно-развивающей среду, чему была посвящена программа обучения», - рассказала Татьяна Мещерякова, представитель гимназии №40 им. Ю. А. Гагарина г. Калининграда.

Впереди у калининградцев долгая и непростая работа. После очного обучения управленцы приступят к выполнению заданий в «Виртуальной школе», будут готовить собственные проекты создания ЛРОС, и, наконец, защищать их. То есть, изменения в школах и детских садах начнутся со среды – именно она является фундаментом для организации, движущейся по пути развития личностного потенциала всех участников образовательного процесса. Руководители и команды внедрения обеспечат изменения в школах и дошкольных учреждениях. В начале 2020 года педагоги, психологи и воспитатели пройдут обучение по ППК «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений». Таким образом, у калининградцев уйдет год на подготовку к занятиям с детьми.

Назад
Новости