05.02.2021
25745
Пособие

Личностно-развивающая образовательная среда как необходимое условие развития личностного потенциала ребенка и педагога

Личностно-развивающая образовательная среда как необходимое условие развития личностного потенциала ребенка и педагога

Программа по развитию личностного потенциала опирается на средовой подход в образовании, который:

  • подразумевает создание образовательной среды, в которой условия превращаются в возможности для саморазвития и самообучения детей;
  • позволяет опосредованно управлять образовательным процессом, направленным на развитие личности каждого ребенка;
  • способствует достижению предметных и метапредметных результатов обучающихся.

Именно поэтому анализ, проектирование, создание и дальнейшее развитие личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС) в каждой образовательной организации-участнике Программы является первым шагом и необходимым условием успешной реализации изменений.

Предлагаем вашему вниманию видеофильм том, как создаётся и развивается личностно-развивающая образовательная среда управленческой командой и педагогами Пушкинского пролицея № 78 в городе Набережные Челны Республики Татарстан. Данный лицей является участником Программы по развитию личностного потенциала с 2019 года.


В рамках Программы управленцы школ и детских садов проходят обучение по программе повышения квалификации «Управление созданием ЛРОС», осваивают технологию средового проектирования и диагностики среды, разрабатывают проекты создания ЛРОС, включая в эту разработку всех участников образовательных отношений: педагогический коллектив, родителей, детей. Методология оценки и проектирования ЛРОС, используемая в Программе, разработана доктором психологических наук, профессором МГПУ, членом Экспертного совета Программы по развитию личностного потенциала, Витольдом Альбертовичем Ясвиным.

В этом разделе библиотеки вы найдете методические пособия, рекомендации и инструменты, а также видеолекции и кейсы, которые помогут вашей образовательной организации изменить образовательную среду и стать «Школой возможностей».

I.  «Школьное средоведение и педагогическое средотворение. Экспертно-проектный практикум»

Автор: В.А. Ясвин
В пособии даны подробные инструкции по использованию экспертно-проектного методического комплекса, разработанного автором для педагогического проектирования и формирования личностно-развивающих образовательных сред. Представлены методика экспертизы организационно-технологического компонента и методика качественного анализа школьной среды.

Пособие адресовано руководителям сферы образования, педагогам и специалистам методических служб.

Ознакомиться с пособием «Школьное средоведение и педагогическое средотворение. Экспертно-проектный практикум» (PDF, 9 МБ)

В дополнение к методическому пособию предлагаем вашему вниманию три короткие видеолекции профессора В.А. Ясвина, посвященные различных аспектам управления личностно-развивающей образовательной средой.

1. «Личностно-развивающая образовательная среда: ключевые смыслы и понятия»

«Приоритетным в личностно-развивающей образовательной среде является становление личности ребенка – становление человека, становление гражданина», - говорит профессор В.А. Ясвин. Он рассказывает о ключевых смыслах и понятиях личностно-развивающей образовательной среды: что такое образовательная среда и из чего она состоит, как должно измениться мировоззрение педагогов и управленцев, чтобы они могли создать личностно-развивающую образовательную среду в школе, может ли ребенок в полной мере стать субъектом образования и что такое «эффект рабской свободы».



2. «Диагностика образовательной среды»

В этом видеофрагменте автор, раскрывая тему диагностики образовательной среды, отвечает на ряд важных вопросов: какие бывают организационно-образовательные модели школы, по каким параметрам можно оценить образовательную среду, чем отличаются требования к образовательной среде в школе и детском саду и др.



3. «Проектирование личностно-развивающей образовательной среды»

Тема этого видео – «Проектирование среды»: кто в большей степени отвечает за среду в школе – директор и управленческая команда или педагоги? Сколько времени необходимо, чтобы заметно изменить среду в образовательной организации, как повлияли цифровые технологии на среду в школах и др.


Если вы готовы попробовать применить предлагаемый профессором В.А. Ясвиным инструментарий диагностики и проектирования ЛРОС в вашей школе или детском саду, то вам помогут короткие видеокейсы, которые для вас подготовил участник Программы МБОУ СОШ «Школа будущего» поселка Большое Исаково Калининградской области на основе собственного опыта анализа, проектирования и развития ЛРОС.

4. «Диагностика образовательной среды школы»

В видео директор «Школы будущего» Алексей Викторович Голубицкий знакомит с проведённым исследованием школьной образовательной среды по методике В.А. Ясвина и рассказывает об эффективных управленческих решениях, принятых благодаря анализу результатов этого исследования. Предлагаемый материал позволит виртуально посетить сельскую «Школу будущего» (участник Программы по развитию личностного потенциала), чтобы познакомиться с деятельностью педагогического коллектива и управленческой команды, направленной на улучшение низких показателей образовательной среды (активность, когерентность, эмоциональность, структурированность) и при желании перенять этот опыт.



5. «Проектирование образовательной среды школы»

В этом видео А.В. Голубицкий продолжает рассказ об опыте своей школы по проектированию ЛРОС.



6. «Методика изучения школьной образовательной среды»

В видеофрагменте заместитель директора «Школы будущего» Алексей Банёв рассказывает о технологическом решении для проведения анализа образовательной среды по методике В.А. Ясвина. Инструментарий самодиагностики среды ОО включает рассылки опросников участникам образовательных отношений в виде Google-форм и последующую обработку результатов опроса при помощи электронных таблиц программы MS-Office. Предлагаемый инструмент помогает провести анализ более качественно.



II.  «Компетенции «4К»: средовые решение для школы. Практические рекомендации»

Авторы: М.А. Пинская, А.М. Михайлова
В пособии представлены примеры создания в образовательных организациях личностно-развивающей среды, необходимой для развития личностного потенциала детей. Основной акцент в рекомендациях сделан на тех элементах школьной среды, которые способствуют развитию компетенций «4К»: критического и креативного мышления школьников, коммуникативных умений и умения кооперироваться в работе с партнёрами. В пособии описан опыт семи школ из разных регионов России, которым удалось построить такую среду, а значит, обеспечить условия для формирования навыков будущего. Показаны возможности развития всех компонентов среды: организационно-технологического, пространственно-предметного и социального. В числе конкретных решений, выбранных школами, представлены: формирующее оценивание, проектная деятельность, экспликация образовательного процесса в предметной среде школы, инновационное пространство архитектуры, профессиональные обучающиеся сообщества, совместное педагогическое исследование, школьная культура и уклад жизни школы. Пособие включает рекомендации для региональных учреждений повышения квалификации и администрации школ.

Пособие адресовано управленческим командам и педагогам образовательных организаций.

Ознакомиться с пособием «Компетенции "4К": средовые решения для школы. Практические рекомендации» (PDF, 27 МБ)

III.  «Новая среда: как менять образовательное пространство школ и детских садов»

Авторы: Е.В. Иванова, И.А. Виноградова, Е.М. Барсукова
В пособии обобщён и систематизирован отечественный и зарубежный опыт в области преобразования предметно-пространственного компонента личностно-развивающей образовательной среды в школах и детских садах. В пособии речь идет о реновации, редизайне и трансформации пространств образовательных организаций, в том числе с использованием механизмов соучаствующего проектирования. Приводятся факты из исследований в области дизайна и психологии восприятия окружающей среды, уникальные примеры того, как с помощью довольно простых, но эффективных приемов можно изменить помещение образовательной организации, создать современное, комфортное и мобильное пространство.

Ознакомиться с пособием (форматы PDF и EPUB):


Предлагаем вашему вниманию короткую видеолекцию руководителя авторского коллектива, разработавшего пособие, кандидата педагогических наук, заведующей Лаборатории образовательных инфраструктур ИСП МГПУ Елены Владимировны Ивановой.

Видеолекция рассказывает о направлениях проектирования пространственно-предметного компонента образовательной среды. Автор представляет актуальный подход к видению современного пространства образовательной организации, сравнивая зарубежные и отечественные решения и практики.



IV. «Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы с фокусом на развитие личностного потенциала школьников» 

Авторы: И.И. Поташова, Т.Н. Ермакова, Г.И. Гарипова, С.Ю. Каймакова, Т.Б. Махова
Методические рекомендации помогут управленческим командам школ проектировать содержание модулей РПВ с учетом специфики и особенностей образовательной организации, идей и наработок управленческого, педагогических и наставнического проектов, а также предлагаемых в Программе образовательных решений, смыслов и ценностей Программы по развитию личностного потенциала.


V. Риски реализации Программы по развитию личностного потенциала в образовательной организации: методические рекомендации 

Автор: А.А. Кораблева, кандидат педагогических наук, федеральный эксперт Программы по РЛП, куратор Программы по РЛП в Ярославской области

Методические рекомендации описывают риски реализации Программы по РЛП в образовательной организации. В пособии предложены классификация и реестр рисков, определены наиболее вероятностные последствия наступления рисков, конкретные способы их минимизации. Методические рекомендации адресованы управленческим командам образовательных организаций – участниц Программы по РПЛ.

Ознакомиться с методическими рекомендациями по рискам реализации Программы по РПЛ (PDF, 728 КБ)

VI. Формирование пакета нормативных правовых актов, концептуальных документов, регламентирующих реализацию Программы по развитию личностного потенциала в образовательных организациях: методические рекомендации

Автор: А.Ю. Нуруллова, заместитель директора гимназии № 34 г. Ульяновска, федеральный эксперт Программы по РЛП

Методические рекомендации обобщают опыт образовательных организаций по разработке локальных нормативных актов и показывают возможные направления создания локальных документов, сопровождающих и поддерживающих создание личностно-развивающей образовательной среды в образовательных организациях в соответствии с методологическими концепциями Программы по развитию личностного потенциала. Рекомендации раскрывают взаимосвязь создаваемой нормативной документации и проектируемых изменений в компонентах образовательной среды, а также нормативно-правовые основания реализации образовательными организациями Программы по РЛП в соответствии с федеральными законами, нормативными актами субъектов РФ (на примере Воронежской, Калининградской, Нижегородской, Пензенской, Ульяновской, Ярославской областей и Красноярского края) в области образования.

Методические рекомендации адресованы управленческим командам ОО - участниц Программы по РЛП.

Ознакомиться с методическими рекомендациями по формированию документов, регламентирующих реализацию Программы по РЛП (PDF, 1,5 МБ)


VII. Научно-методическое руководство по разработке управленческих проектов создания личностно-развивающей образовательной среды

Автор: А.М. Моисеев, кандидат педагогических наук, академический директор программы подготовки управленческих команд Программы по РЛП, ведущий научный сотрудник Лаборатории РЛП в образовании МГПУ

Научно-методическое руководство разработано для оказания всемерной поддержки и помощи разработчикам в конструировании управленческих проектов создания личностно-развивающей образовательной среды (УПСЛРОС). В основу руководства положен опыт разработки, реализации и сопровождения УПСЛРОС в 12 регионах-участниках.

Руководство адресовано управленческим командам ОО - участниц Программы по РЛП.

Ознакомиться с руководством по разработке УПСЛРОС (PDF, 1,5 МБ)


VIII. «Кубрик»

Авторы: Михаил М. Лабазов, Михаил Емонтаев, Дмитрий Барьюдин
Трансформируемое модульное пространственное решение – SEL-уголок «Кубрик», разработанный по заказу Фонда как инструмент проектирования и реализации пространственно-предметного компонента ЛРОС, позволяет создавать пространство, функционально приспособленное под разные типы учебной деятельности детей и взрослых, оставаясь при этом комфортным и привлекательным. Основные преимущества КУБРИКА: легкость, безопасность и прочность конструкции, трансформируемость в зависимости от особенностей пространства, многофункциональность, привлекательность в цветовых и архитектурных решениях, ценовая доступность. Вы можете познакомиться с концепциями «Кубрика», а также с методическими материалами по работе с инструментом.

Ознакомиться с проектной документацией и методическим пособием

Произведение
Размещено в учебных целях
Правообладатель
Благотворительный фонд «Вклад в будущее»
Источник заимствования
Благотворительный фонд «Вклад в будущее»
Назад