22.05.2021
9810
Пособие

Рабочая программа воспитания с фокусом на развитие личностного потенциала школьников

В соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» в срок до 1 сентября 2021 года школам страны необходимо разработать и утвердить рабочую программу воспитания (РПВ). Ежегодно в рамках реализации РПВ каждая школа будет формировать и реализовывать календарный план воспитательной работы.

Рабочая программа воспитания с фокусом на развитие  личностного потенциала школьников

Методические разработки Программы по РЛП могут стать содержанием модулей РПВ конкретной школы, поскольку, по мнению экспертов, ценности и методики Программы по РЛП отвечают цели, задачам и ключевым идеям Примерной программы воспитания.

«Методические рекомендации по разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы с фокусом на развитие личностного потенциала школьников» были разработаны с целью помочь школам-участницам Программы по РЛП интегрировать в свою рабочую программу воспитания, учитывающую специфику и особенности образовательной организации, идеи и наработки управленческого, педагогических и наставнического проектов, а также предлагаемые в Программе образовательные решения.

Методические рекомендации включают в себя:

  1. Описание специфики разработки рабочей программы воспитания с фокусом на развитие личностного потенциала школьников.

  2. Проект базовой рабочей программы воспитания с фокусом на развитие личностного потенциала школьников, содержащей набор модулей для включения в конкретную РПВ каждой школы. Для удобства работы с пособием для каждого инструмента, указанного в рекомендациях, есть рабочая ссылка.

  3. Тексты РПВ и календарных планов воспитательной работы, разработанные управленческими командами школ-участниц Программы по РЛП и отражающих их специфику:
    -  МБОУ «Пушкинский пролицей № 78» г. Набережные Челны (Республика Татарстан), директор - Гарипова Гульнара Ирековна; 
    -  МОУ «Средняя школа № 3 им. О.В. Изотова» (г. Ярославль), директор - Истратий Елена Константиновна;
    -  МБОУ СОШ «Школа будущего» Гурьевского городского округа (Калининградская обл.), директор - Голубицкий Алексей Викторович. 

Авторы-разработчики Методических рекомендаций:

  • Поташова Ирина Иннокентьевна, старший научный сотрудник лаборатории развития личностного потенциала в образовании ГАОУ ВО МГПУ, канд. пед. наук;
  • Ермакова Татьяна Николаевна, методист Программы по РЛП БФ «Вклад в Будущее»;
  • Гарипова Гульнара Ирековна, директор МБОУ «Пушкинский пролицей № 78»;
  • Каймакова Светлана Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель обществознания высшей квалификационной категории МОУ «Средняя школа № 3 имени Олега Васильевича Изотова»;
  • Махова Тамара Борисовна, заместитель директора МБОУ СОШ «Школа будущего».

Эксперты Методических рекомендаций:

  • Круглов Владимир Витальевич, федеральный координатор, старший научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «ИСРО РАО», канд. пед. наук;
  • Нуруллова Альбина Юрьевна, заместитель директора по УВР МБОУ «Гимназия № 33» г. Ульяновск, федеральный эксперт Программы по РЛП БФ «Вклад в будущее».

Скачать Методические рекомендации
Скачать Пояснительную записку

Запись вебинаров 26 и 28 мая 2021 года для школ-участниц Программы РЛП по теме «Разработка рабочей программы воспитания с фокусом на развитие личностного потенциала школьников: методические рекомендации»

В видеоматериалах представлены выступления авторов и экспертов методических рекомендаций, посвященные практическим вопросам интеграции инструментов и образовательных решений Программы РЛП в рабочие программы воспитания школ.

Примерная программа воспитания. Основные принципы
26.05.2021

Спикеры: Иоффе Андрей Наумович, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании ИСП МГПУ, д-р. пед. наук; Круглов Владимир Витальевич, старший научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «ИСРО РАО», член авторского коллектива разработчиков Примерной программы воспитания, канд. пед. наук. Презентация В.В. Круглова

Спикеры акцентировали внимание на актуальности текущего момента, связанного с включением образовательных организаций в работу по созданию рабочих программ воспитания и оказанием им помощи и поддержки со стороны команды Программы РЛП.  Раскрыты важные аспекты Примерной программы воспитания, которые необходимо учитывать школам при разработке собственных документов.

Рабочая программа воспитания с фокусом на развитие личностного потенциала школьников
28.05.2021


Спикеры: Поташова Ирина Иннокентьевна,старший научный сотрудник лаборатории развития личностного потенциала в образовании ГАОУ ВО МГПУ, канд. пед. наук; Ермакова Татьяна Николаевна, методист Программы по развитию личностного потенциала. Презентация И.И. Поташовой и Т.Н. Ермаковой

В материалах представлена структура методических рекомендаций, дано подробное описание каждого из разделов. Особое внимание уделено методикам и инструментам Программы РЛП и возможностям их использования для решения задач воспитания в российских школах.

Опыт разработки конкретных рабочих программ воспитания школ-участниц Программы РЛП
Часть 1, 28.05.2021

Спикер: Гарипова Гульнара Ирековна, директор МБОУ «Пушкинский пролицей № 78» (г. Набережные Челны, Республика Татарстан). Презентация Г.И. Гариповой

В выступлении представлен опыт проектирования рабочей программы воспитания в школе начального уровня обучения, интеграции в содержание РПВ собственных уникальных решений, разработанных в рамках реализации управленческого проекта по созданию ЛРОС.

Опыт разработки Рабочей программы воспитания, Часть 2, 26.05.2021

Спикер: Каймакова Светлана Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя школа № 3 им О.В. Изотова» (г. Ярославль). Презентация С.Ю. Каймаковой

В выступлении представлен опыт разработки рабочей программы воспитания, одной из ключевых идей которой является развитие вдохновляющей среды, обеспечивающей систему новых возможностей для эффективного личностного развития всех участников образовательных отношений.

Опыт разработки Рабочей программы воспитания, Часть 3, 28.05.2021

Спикер: Махова Тамара Борисовна, заместитель директора МБОУ СОШ «Школа будущего» (Калининградская область). Презентация Т.Б. Маховой

В выступлении представлен опыт создания рабочей программы воспитания в большой сельской школе, которая является социально-культурным центром поселка Исаково Калининградской области. Школа не только развивает собственную образовательную среду, но влияет на изменение социальной среды посёлка.

Опыт апробации Рабочей программы воспитания, Часть 4, 28.05.2021

Спикер: Нуруллова Альбина Юрьевна, федеральный эксперт Программы РЛП, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Гимназия № 33» (г. Ульяновск). Презентация А.Ю. Нурулловой

Представлен опыт гимназии № 33 города Ульяновска по апробации Примерной программы воспитания с включением положений разработанного документа в текущую работу классных руководителей, учителей-предметников, образовательной организации в целом, предложены различные варианты решений по разработке РПВ.

Авторы-разработчики и эксперты о потенциале использования методик Программы по РЛП для разработки РПВ:
эксперт
Круглов Владимир Витальевич Член авторского коллектива по разработке Примерной программы воспитания, канд. пед. наук
«Данное пособие написано с опорой на Примерную программу воспитания, а также на методические рекомендации по разработке и реализации примерной программы воспитания, разработанные авторским коллективом лаборатории теории и стратегии воспитания личности Института стратегии развития образования РАО.

Хочется отметить уважительный и внимательный подход авторов пособия к Примерной программе воспитания и стремление сохранить её подходы, ее идеологию в своей работе. Чувствуется, что авторы стремились в своей работе сделать так, чтобы данные глубокие и серьезные программы взаимно дополнили друг друга и помогли решать общую задачу – воспитание, выражающееся в целенаправленном управлении процессом развития личности школьника через создание благоприятных для этого условий».
эксперт
Каймакова Светлана Юрьевна Заместитель директора по воспитательной работе, учитель обществознания высшей квалификационной категории МОУ «Средняя школа № 3 имени Олега Васильевича Изотова», участник I и II всероссийских конференций 2020 г., 2021 г. по развитию личностного потенциала, победитель Ярославского регионального конкурса инновационных образовательных практик 2019 г., 2020 г. среди ОО пилотного региона по апробации и внедрению Программы по развитию личностного потенциала, муниципального конкурса образовательных команд «От признания к призванию» 2021 г.
«Люди всегда делают наилучший выбор, который могут сделать. Для решения задач Программы воспитания мы выбираем те инструменты, которые являются результатом тесного взаимодействия педагогической науки и образовательной практики. Программа по развитию личностного потенциала БФ «Вклад в будущее» дала педагогам в руки эффективные инструменты, методики и технологии, соответствующие современным тенденциям в развитии личности.

…В процессе реализации Программы воспитания в 2021—2025 гг. мы создадим новую культуру межличностного взаимодействия, основанную на признании индивидуальности, уникальности и неповторимости личности».
эксперт
Гарипова Гульнара Ирековна Директор МБОУ «Пушкинский пролицей № 78» г. Набережные Челны (Республика Татарстан), лауреат грантового конкурса «Лучший директор школы», 2019 г.
«Мы приступили к разработке программы воспитания школы, уже год участвуя в Программе по развитию личностного потенциала, и поняли, что инструменты и продукты программы, да и в целом средовой подход, создающий личностно-развивающую образовательную среду, логично применим как системообразующая основа процесса, отраженная в модулях рабочей программы воспитания. ЛРОС создает возможности для передачи и сохранения общечеловеческих ценностей, субъектных отношений, персонализации образования, мотивации и рефлексии деятельности, жизнестойкости и волевой способности к выбору в многообразии и сложности принятия решений, управления эмоциями и умением оперировать своими способностями…».
эксперт
Махова Тамара Борисовна Заместитель директора МБОУ СОШ «Школа будущего» Гурьевского городского округа (Калининградская область), победитель всероссийского конкурса «Воспитать человека» 2020 г. в номинации «Система воспитания в образовательной организации»
«Если преподаватель знает, куда двигаться, он сможет помочь ребенку в выстраивании его жизненных целей и их достижении. Несомненно, что для этого необходимо создание творческой образовательной среды. Такая среда может быть создана педагогами-профессионалами, которые в своей педагогической деятельности опираются на личностно-ориентированный и системный подходы в обучении как в отдельных предметных областях, так и в рамках воспитательной работы.

Программа по развитию личностного потенциала дает широкий набор инструментов как для школы в целом, так и для каждого педагога, что несомненно делает работу школы эффективнее».
эксперт
Нуруллова Альбина Юрьевна Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Гимназия № 33» г. Ульяновска (гимназия является Экспериментальной площадкой Лаборатории стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»), призер Всероссийского конкурса «Воспитать человека» (2013 г.), федеральный эксперт Программы РЛП Благотворительного фонда «Вклад в будущее».
«В рабочей программе воспитания, методических рекомендациях, программах воспитания, созданных авторским коллективом, отражены основные цели и задачи Примерной программы воспитания; размещены материалы, «вооружающие» педагогические коллективы школ конкретными методиками, приемами, формами организации воспитательной деятельности в школе. Самое ценное, что в рекомендациях предложены разнообразные ресурсы для организации работы с родителями, направленные на согласование позиций семьи и школы в вопросе личностного развития обучающегося. Онлайн-курс «Семья на эмоциях», «МамПапКаст», онлайн-проект «Смотрим вместе», «Хрестоматия художественной литературы по развитию личностного потенциала» — все это можно использовать для организации эффективного взаимодействия с родительской общественностью и проведения общешкольного всеобуча, родительского клуба, семейной гостиной, родительских дней, общешкольных и классных родительских собраний».
Назад