Педагоги и эксперты России, стран СНГ и Китая обсудили вопросы создания развивающей образовательной среды в эпоху ИИ

29 октября 2025 года в Калининграде в 10:00 (11:00 мск) торжественно открылся IV Слёт центров развития личностного потенциала и амбассадоров РЛП в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта. Завершился Слёт 31 октября.


Это ежегодное межрегиональное масштабное событие сообщества педагогов и образовательных учреждений программы «Развивающая среда» Благотворительного фонда «Вклад в будущее». Ключевой темой очередного Слёта стало создание развивающей образовательной среды в эпоху искусственного интеллекта.

В работе Слёта приняли участие более 350 педагогов, руководителей образования и экспертов из 32 регионов России. Среди присутствующих от ЦРЛП были представлены 82 школы и образовательных комплекса, 41 детский сад, 4 института развития образования, имеющие статус ЦРЛП, а также 8 региональных институтов развития образования — их интересы отстаивали кураторы и амбассадоры программы. Кроме того, в мероприятии участвовали представители двух педагогических колледжей.

В первый день Слёта к работе присоединились гости из Калининграда: свыше 100 педагогов и управленческих работников из местных школ и детских садов, а также делегаты Калининградского областного института развития образования и Балтийского федерального университета им. И. Канта.

Значимым событием стало участие международной делегации из пяти стран постсоветского пространства — Киргизии, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и Белоруссии. В состав делегации вошли 31 эксперт от национальных академий образования, государственных университетов, общеобразовательных школ и некоммерческих организаций. Особую важность мероприятию придало впервые состоявшееся участие экспертов Пекинского государственного педагогического университета из Китайской Народной Республики.

За последние годы приоритету человека, его развитию и благополучию уделяют повышенное внимание. Сегодня мы получили ещё один новый контекст.
Как быть человеком в эпоху ИИ?

С приветственным словом к участникам выступили:

  • Пётр Григорьевич Положевец, исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее»,
  • Лилия Алексеевна Зорькина, ректор Калининградского областного института развития образования,
  • Максим Викторович Демин, ректор БФУ им. И. Канта, канд. физ.-мат. Наук.

Среди приглашенных спикеров слёта:

  • Тао Чжань, директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании,
  • Хуанг Жунхуай, со-декан Института SMART-образования Пекинского педагогического университета, заведующий кафедрой ЮНЕСКО по ИИ в образовании, директор Национального инженерного исследовательского центра киберобучения и интеллектуальных технологий.

В 2025 году проведение слёта приурочено к 10-тилетию Фонда.

эксперт
Пётр Положевец Исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее»

«С момента своего создания Фонд искал ответы на вопрос: “Как помочь ребёнку двигаться вперед, опираясь на себя, и развиваться вне зависимости от места проживания, социально-экономических условий семьи и личных обстоятельств?”. На протяжении 10 лет Фонд в партнёрстве с региональными органами власти в сфере образования, вузами и институтами повышения квалификации фокусировался на создании образовательной среды, которая способствует развитию личностного потенциала детей и взрослых. Совместными усилиями мы перевели научные знания в педагогические технологии и показали, что изменения возможны, измеряемы и управляемы.

За последние годы приоритету человека, его развитию и благополучию уделяют повышенное внимание. Сегодня мы получили ещё один новый контекст. Как быть человеком в эпоху ИИ? По оценкам экспертов, возможности, которые даёт ИИ, влекут за собой кардинальные изменения в жизни людей. Эти последствия повлияют как на образовательный процесс, так и на его участников. Мы приглашаем всех участников Слёта вместе переосмыслить наши подходы к развитию личности в образовании в контексте триады "Человек. Машина. Среда"».


Калининградская область в программе «Развивающая среда»

В 2019 году Калининградская область первой из российских регионов вошла в Программу по развитию личностного потенциала (с 2023 года ― Программа «Развивающая среда»), которую разработал и реализует сейчас в 50 регионах России наш Фонд совместно с Московским городским педагогическим университетом.

В рамках двух соглашений между Министерством образования Калининградской области и Фондом, а затем между Калининградским областным институтом развития образования и Фондом за пять лет совместной работы регион продемонстрировал впечатляющие результаты. В общей сложности на базе Калининградского института развития образования прошли обучение и реализуют программу 980 педагогов и управленцев образования из 49 общеобразовательных школ, 21 детского сада и 3 учреждений дополнительного образования. Среди участников Программы ― Педагогический колледж г. Черняховск. В настоящий момент на территории области 19 образовательных организаций имеют статус «Центров развития личностного потенциала»: 13 школ, пять детских садов и Педагогический колледж г. Черняховск.

Балтийский Федеральный университет им. И. Канта входит в исследовательский консорциум вузов «Развитие личностного потенциала в образовании», который создан и работает при поддержке и непосредственном участии экспертов Фонда.

Сообщество программы «Развивающая среда

В этом году ядро сообщества программы Развивающая среда» составляют 221 центр развития личностного потенциала и 132 амбассадора программы из 33 регионов России. Центры развития личностного потенциала ― это общеобразовательные школы, детские сады, региональные институты развития образования, педагогические колледжи, участвующие в программе «Развивающая среда» Благотворительного «Вклад в будущее», которые успешно формируют свою организационную культуру, направленную на развитие личностного потенциала детей, педагогов, родителей; изменяют пространство образовательной организации в целях развития личностного потенциала всех участников образовательных отношений; уделяют особое внимание профессиональному и личностному развитию педагогов для работы по развитию личностного потенциала учеников и воспитанников; интегрируют в процесс обучения и воспитания методики РЛП: на регулярной основе проводят занятия по социально-эмоциональному развитию детей и развитию личностного потенциала подростков, при проведении предметных занятий используют методики по развитию универсальных компетентностей и навыков XXI века; применяют доказательный подход в образовании для оценки эффективности реализации программы, её влияния на результативность учебно-воспитательного процесса.

Дополнительная информация

С итогами работы образовательных учреждений Калининградской области в программе «Развивающая среда» (до 2023 года ― Программ по развитию личностного потенциала) можно ознакомиться на сайте Фонда.

Подробнее о IV Слёте центров РЛП и амбассадоров РЛП
Запись онлайн-трансляции церемонии открытия Слёта и пленарной сессии

Назад
Новости