Программа «Развивающая среда»

Программа направлена на создание образовательной среды, в которой условия превращаются в возможности для личностного развития детей и взрослых. Содержание Программы отвечает требованиям ФГОС, задачам, поставленным Указами Президента РФ и последними законодательными инициативами.


Цели Программы «Развивающая среда» (обновленное название программы «Развитие личностного потенциала», реализуемой Благотворительным фондом «Вклад в будущее» с 2018 года) созвучны задачам воспитания, определённым в дополнениях к Закону об образовании (от 31 июля 2020 г.) как «…развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения…».

Программа предлагает комплексное решение для образовательных организаций по сопровождению развития ребёнка с 5 до 18 лет с учётом его возрастных особенностей и предполагает вовлечение в этот процесс ключевых участников: представителей институтов профессионального педагогического образования, управленцев образовательных организаций, педагогов, родителей.

Как работает Программа

Программа «Развивающая среда» («Развитие личностного потенциала») помогает сформировать в образовательных организациях личностно-развивающую среду, в которой условия превращаются в возможности развития и в которой ребёнок может удовлетворить свои ключевые психологические потребности, обрести субъективное благополучие, развить в себе личностную зрелость и гибкость.

Основным инструментом реализации Программы становятся программы повышения квалификации и обучения педагогов, разработанные Московским городским педагогическим университетом, которые реализуются региональными институтами развития образования, способствуют личностному и профессиональному развитию педагогов — лидеров изменений, готовят их к работе в новой парадигме образования, обеспечивают передовыми методиками и инструментами для работы с детьми.

Участие в Программе позволяет школам и детским садам изменить свою организационную культуру, перезапустить профессиональную инициативу педагогов и воспитателей; ввести новые формы работы с родителями, создать профессиональные обучающиеся сообщества, мотивированные на работу по развитию личностного потенциала.

Создание развивающей среды подразумевает изменения в четырех сферах.

  1. Трансформация культуры организации, а именно изменения во взаимоотношениях: расширение поведенческого репертуара педагога, включение различных форм взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений, направленных на сотрудничество, сотворчество и диалог;

  2. Личностное и профессиональное развитие управленцев и педагогов образовательной организации;

  3. Изменение содержания и организации образовательного процесса, то есть включение новых инструментов, приёмов, форм развития личностного потенциала в образовательную деятельность;

  4. Трансформация пространственно-предметного компонента среды так, чтобы условия становились возможностями развития.
эксперт
Александр Асмолов Доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС при Президенте РФ

«Программа развития личностного потенциала приведет, прежде всего, к тому, что человек почувствует себя не в мире культуры полезности, где он вещь, где он винтик, а в мире культуры достоинства, где он может самореализоваться, стать успешным, развить самого себя. Это относится к ребенку, это относится к учителю…»


эксперт
Дмитрий Леонтьев Д-р психол. наук, профессор НИУ ВШЭ, председатель Экспертного Совета Программы по развитию личностного потенциала

«Способности важны, но еще важнее способность использовать способности».

Научная и методологическая основы Программы

Методология Программы опирается на научную концепцию личностного потенциала с использованием инструментов средового подхода в образовании, а также социально-эмоционального и когнитивного развития детей.

Программа сочетает в себе глубокий научный подход с практичностью и применимостью. В основу Программы легли разработки Благотворительного фонда «Вклад в будущее» по развитию отдельных навыков и компетенций, полученные в рамках реализации программ Фонда. Эти разработки были усилены пониманием ключевой роли образовательной среды, а также личностного потенциала как способности управлять своими способностями.

В основе методологии Программы лежат следующие научные концепции и школы:

  • концепция личностного потенциала (Д. Леонтьев) и позитивная психология (М. Селигман);

  • школа возможностей и педагогика достоинства (А. Асмолов);

  • теория самодетерминации (Э. Диси и Р. Райан), теория мотивации (Т. Гордеева);

  • методология диагностики и проектирования личностно-развивающей образовательной среды (В. Ясвин);

  • методология стратегического проектирования в образовательной организации (А. Моисеев);

  • методология развития универсальных компетентностей «4К» (критическое и креативное мышле­ние, коммуникация и кооперация) и формирования профессиональных обучающихся сообществ педагогов (адаптация М. Пинской).

Методики Программы «Развивающая среда» («Развитие личностного потенциала») прошли психолого-педагогическую экспертизу Российской академии образования (РАО) и рекомендованы к интеграции в систему дошкольного и общего образования. Министерство просвещения РФ в лице ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» рекомендовало УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» и УМК «Развитие личностного потенциала подростков» для работы школьных педагогов-психологов.



Новости
События
Библиотека