Программа «Развивающая среда»

Программа направлена на создание образовательной среды, в которой условия превращаются в возможности для личностного развития детей и взрослых. Содержание Программы отвечает требованиям ФГОС, задачам, поставленным Указами Президента РФ и последними законодательными инициативами.


Цели Программы «Развивающая среда» (обновленное название программы «Развитие личностного потенциала», реализуемой Благотворительным фондом «Вклад в будущее» с 2018 года) созвучны задачам воспитания, определённым в дополнениях к Закону об образовании (от 31 июля 2020 г.) как «…развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения…».

Программа предлагает комплексное решение для образовательных организаций по сопровождению развития ребёнка с 5 до 18 лет с учётом его возрастных особенностей и предполагает вовлечение в этот процесс ключевых участников: представителей институтов профессионального педагогического образования, управленцев образовательных организаций, педагогов, родителей.

Как работает Программа

Программа «Развивающая среда» («Развитие личностного потенциала») помогает сформировать в образовательных организациях личностно-развивающую среду, в которой условия превращаются в возможности развития и в которой ребёнок может удовлетворить свои ключевые психологические потребности, обрести субъективное благополучие, развить в себе личностную зрелость и гибкость.

Основным инструментом реализации Программы становятся программы повышения квалификации и обучения педагогов, разработанные Московским городским педагогическим университетом, которые реализуются региональными институтами развития образования, способствуют личностному и профессиональному развитию педагогов — лидеров изменений, готовят их к работе в новой парадигме образования, обеспечивают передовыми методиками и инструментами для работы с детьми.

Участие в Программе позволяет школам и детским садам изменить свою организационную культуру, перезапустить профессиональную инициативу педагогов и воспитателей; ввести новые формы работы с родителями, создать профессиональные обучающиеся сообщества, мотивированные на работу по развитию личностного потенциала.

Создание развивающей среды подразумевает изменения в четырех сферах.

  1. Трансформация культуры организации, а именно изменения во взаимоотношениях: расширение поведенческого репертуара педагога, включение различных форм взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений, направленных на сотрудничество, сотворчество и диалог;

  2. Личностное и профессиональное развитие управленцев и педагогов образовательной организации;

  3. Изменение содержания и организации образовательного процесса, то есть включение новых инструментов, приёмов, форм развития личностного потенциала в образовательную деятельность;

  4. Трансформация пространственно-предметного компонента среды так, чтобы условия становились возможностями развития.
эксперт
Александр Асмолов Д-р психол. наук, профессор, председатель Экспертно-стратегического совета, научный руководитель Благотворительного фонда «Вклад в будущее», академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС при Президенте РФ

«Программа развития личностного потенциала приведет, прежде всего, к тому, что человек почувствует себя не в мире культуры полезности, где он вещь, где он винтик, а в мире культуры достоинства, где он может самореализоваться, стать успешным, развить самого себя. Это относится к ребенку, это относится к учителю…»


эксперт
Дмитрий Леонтьев Д-р психол. наук, профессор НИУ ВШЭ, председатель Экспертного Совета Программы по развитию личностного потенциала

«Способности важны, но еще важнее способность использовать способности».

Научная и методологическая основы Программы

Методология Программы опирается на научную концепцию личностного потенциала с использованием инструментов средового подхода в образовании, а также социально-эмоционального и когнитивного развития детей.

Программа сочетает в себе глубокий научный подход с практичностью и применимостью. В основу Программы легли разработки Благотворительного фонда «Вклад в будущее» по развитию отдельных навыков и компетенций, полученные в рамках реализации программ Фонда. Эти разработки были усилены пониманием ключевой роли образовательной среды, а также личностного потенциала как способности управлять своими способностями.

В основе методологии Программы лежат следующие научные концепции и школы:

  • концепция личностного потенциала (Д. Леонтьев) и позитивная психология (М. Селигман);

  • школа возможностей и педагогика достоинства (А. Асмолов);

  • теория самодетерминации (Э. Диси и Р. Райан), теория мотивации (Т. Гордеева);

  • методология диагностики и проектирования личностно-развивающей образовательной среды (В. Ясвин);

  • методология стратегического проектирования в образовательной организации (А. Моисеев);

  • методология развития универсальных компетентностей «4К» (критическое и креативное мышле­ние, коммуникация и кооперация) и формирования профессиональных обучающихся сообществ педагогов (адаптация М. Пинской).

Методики Программы «Развивающая среда» («Развитие личностного потенциала») прошли психолого-педагогическую экспертизу Российской академии образования (РАО) и рекомендованы к интеграции в систему дошкольного и общего образования. Министерство просвещения РФ в лице ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» рекомендовало УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» и УМК «Развитие личностного потенциала подростков» для работы школьных педагогов-психологов.



Новости
События
Библиотека