Программа направлена на создание образовательной среды, в которой условия превращаются в возможности для личностного развития детей и взрослых. Содержание Программы отвечает требованиям ФГОС, задачам, поставленным Указами Президента РФ и последними законодательными инициативами.
Цели Программы «Развивающая среда» (обновленное название программы «Развитие личностного потенциала», реализуемой Благотворительным фондом «Вклад в будущее» с 2018 года) созвучны задачам воспитания, определённым в дополнениях к Закону об образовании (от 31 июля 2020 г.) как «…развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения…».
Программа предлагает комплексное решение для образовательных организаций по сопровождению развития ребёнка с 5 до 18 лет с учётом его возрастных особенностей и предполагает вовлечение в этот процесс ключевых участников: представителей институтов профессионального педагогического образования, управленцев образовательных организаций, педагогов, родителей.
Программа «Развивающая среда» («Развитие личностного потенциала») помогает сформировать в образовательных организациях личностно-развивающую среду, в которой условия превращаются в возможности развития и в которой ребёнок может удовлетворить свои ключевые психологические потребности, обрести субъективное благополучие, развить в себе личностную зрелость и гибкость.
Основным инструментом реализации Программы становятся программы повышения квалификации и обучения педагогов, разработанные Московским городским педагогическим университетом, которые реализуются региональными институтами развития образования, способствуют личностному и профессиональному развитию педагогов — лидеров изменений, готовят их к работе в новой парадигме образования, обеспечивают передовыми методиками и инструментами для работы с детьми.
Участие в Программе позволяет школам и детским садам изменить свою организационную культуру, перезапустить профессиональную инициативу педагогов и воспитателей; ввести новые формы работы с родителями, создать профессиональные обучающиеся сообщества, мотивированные на работу по развитию личностного потенциала.
Создание развивающей среды подразумевает изменения в четырех сферах.
«Программа развития личностного потенциала приведет, прежде всего, к тому, что человек почувствует себя не в мире культуры полезности, где он вещь, где он винтик, а в мире культуры достоинства, где он может самореализоваться, стать успешным, развить самого себя. Это относится к ребенку, это относится к учителю…»
«Способности важны, но еще важнее способность использовать способности».
Методология Программы опирается на научную концепцию личностного потенциала с использованием инструментов средового подхода в образовании, а также социально-эмоционального и когнитивного развития детей.
Программа сочетает в себе глубокий научный подход с практичностью и применимостью. В основу Программы легли разработки Благотворительного фонда «Вклад в будущее» по развитию отдельных навыков и компетенций, полученные в рамках реализации программ Фонда. Эти разработки были усилены пониманием ключевой роли образовательной среды, а также личностного потенциала как способности управлять своими способностями.
В основе методологии Программы лежат следующие научные концепции и школы:
Методики Программы «Развивающая среда» («Развитие личностного потенциала») прошли психолого-педагогическую экспертизу Российской академии образования (РАО) и рекомендованы к интеграции в систему дошкольного и общего образования. Министерство просвещения РФ в лице ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» рекомендовало УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» и УМК «Развитие личностного потенциала подростков» для работы школьных педагогов-психологов.
20 ноября 2025
В Екатеринбурге стартовал методологический семинар консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании»
Узнать больше
1 ноября 2025
Педагоги и эксперты России, стран СНГ и Китая обсудили вопросы создания развивающей образовательной среды в эпоху ИИ
Узнать больше
26 октября 2025
VI Международная научно-практическая конференция «Приверженность вопросам психического здоровья»
Узнать больше
22 октября 2025
Педагогическая экспедиция: путешествие к психологическому благополучию
Узнать больше
16 сентября 2025
Успейте принять участие: регистрируйтесь на последний поток проекта «ИИ Старт» 2025
Узнать больше
12 сентября 2025
Новый учебный год стартовал в магистратуре по развитию личностного потенциала
Узнать больше
10 сентября 2025
Будущее образования: эксперты обсудили ключевые тренды на педагогическом совещании в Екатеринбурге
Узнать больше
9 сентября 2025
Фонд «Вклад в будущее» помогает в развитии социально-эмоциональных навыков в Узбекистане
Узнать больше
9 сентября 2025
Комплексное благополучие в фокусе внимания: итоги совместной работы на Летней школе в Казахстане
Узнать больше
24 ноября - 8 декабря
Читательский фестиваль «Мастерских роста»: «Три дня из жизни читателя: учимся оптимизму»
Онлайн
29 октября
11:00 - 18:30
Открытие IV Слёта Центров развития личностного потенциала и амбассадоров РЛП
Очно (БФУ) и онлайн
10 июля - 25 августа
Старт приёма заявок на участие в проекте «Мастерские роста»
Онлайн
11 июня
10:00 - 17:00
Межрегиональная научно-практическая конференция «Факторы роста»
Очно и онлайн
17 мая
10:00 - 12:00
XX международная конференция «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»
Онлайн
18 апреля
14:45 - 18:15
Круглый стол «Межрегиональные обучающиеся сообщества — ресурс для профессионального развития педагога»
Онлайн
11 апреля
10:00 - 13:00
VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Образовательная среда для благополучия и развития: ценности, культура, практика»
Онлайн
7 апреля - 11 апреля
Открытый межрегиональный педагогический фестиваль с международным участием «В диалоге 2025»
Очно и онлайн
15 февраля
10:00 - 15:00
XIX международная онлайн-конференция «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы»
Онлайн
11 декабря - 14 декабря
XVIII Всероссийский форум «Педагогическая гавань»
Онлайн и офлайн
Е. Г. Коваль, М. А. Довгер, М. В. Лункина, А. А. Янченко под ред. В. К. Марковой, Н. Е. Рычки
Узнать больше
Е. Г. Коваль, М. В. Лункина под общ. ред. В. К. Марковой, Н. Е. Рычки, А. А. Янченко
Узнать больше
В. А. Ясвин, Е. Дирюгина
Узнать большеТел.: +7 (495) 669-08-08 (доб. 78915099)
E-mail: compliance@vbudushee.ru
Для просмотра этого материала необходимо авторизоваться