Программа направлена на создание образовательной среды, в которой условия превращаются в возможности для личностного развития детей и взрослых. Содержание Программы отвечает требованиям ФГОС, задачам, поставленным Указами Президента РФ и последними законодательными инициативами.
Цели Программы «Развивающая среда» (обновленное название программы «Развитие личностного потенциала», реализуемой Благотворительным фондом «Вклад в будущее» с 2018 года) созвучны задачам воспитания, определённым в дополнениях к Закону об образовании (от 31 июля 2020 г.) как «…развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения…».
Программа предлагает комплексное решение для образовательных организаций по сопровождению развития ребёнка с 5 до 18 лет с учётом его возрастных особенностей и предполагает вовлечение в этот процесс ключевых участников: представителей институтов профессионального педагогического образования, управленцев образовательных организаций, педагогов, родителей.
Программа «Развивающая среда» («Развитие личностного потенциала») помогает сформировать в образовательных организациях личностно-развивающую среду, в которой условия превращаются в возможности развития и в которой ребёнок может удовлетворить свои ключевые психологические потребности, обрести субъективное благополучие, развить в себе личностную зрелость и гибкость.
Основным инструментом реализации Программы становятся программы повышения квалификации и обучения педагогов, разработанные Московским городским педагогическим университетом, которые реализуются региональными институтами развития образования, способствуют личностному и профессиональному развитию педагогов — лидеров изменений, готовят их к работе в новой парадигме образования, обеспечивают передовыми методиками и инструментами для работы с детьми.
Участие в Программе позволяет школам и детским садам изменить свою организационную культуру, перезапустить профессиональную инициативу педагогов и воспитателей; ввести новые формы работы с родителями, создать профессиональные обучающиеся сообщества, мотивированные на работу по развитию личностного потенциала.
Создание развивающей среды подразумевает изменения в четырех сферах.
Трансформация культуры организации, а именно изменения во взаимоотношениях: расширение поведенческого репертуара педагога, включение различных форм взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений, направленных на сотрудничество, сотворчество и диалог;
Личностное и профессиональное развитие управленцев и педагогов образовательной организации;
Изменение содержания и организации образовательного процесса, то есть включение новых инструментов, приёмов, форм развития личностного потенциала в образовательную деятельность;
«Программа развития личностного потенциала приведет, прежде всего, к тому, что человек почувствует себя не в мире культуры полезности, где он вещь, где он винтик, а в мире культуры достоинства, где он может самореализоваться, стать успешным, развить самого себя. Это относится к ребенку, это относится к учителю…»
«Способности важны, но еще важнее способность использовать способности».
Методология Программы опирается на научную концепцию личностного потенциала с использованием инструментов средового подхода в образовании, а также социально-эмоционального и когнитивного развития детей.
Программа сочетает в себе глубокий научный подход с практичностью и применимостью. В основу Программы легли разработки Благотворительного фонда «Вклад в будущее» по развитию отдельных навыков и компетенций, полученные в рамках реализации программ Фонда. Эти разработки были усилены пониманием ключевой роли образовательной среды, а также личностного потенциала как способности управлять своими способностями.
В основе методологии Программы лежат следующие научные концепции и школы:
концепция личностного потенциала (Д. Леонтьев) и позитивная психология (М. Селигман);
школа возможностей и педагогика достоинства (А. Асмолов);
теория самодетерминации (Э. Диси и Р. Райан), теория мотивации (Т. Гордеева);
методология диагностики и проектирования личностно-развивающей образовательной среды (В. Ясвин);
методология стратегического проектирования в образовательной организации (А. Моисеев);
методология развития универсальных компетентностей «4К» (критическое и креативное мышление, коммуникация и кооперация) и формирования профессиональных обучающихся сообществ педагогов (адаптация М. Пинской).
Методики Программы «Развивающая среда» («Развитие личностного потенциала») прошли психолого-педагогическую экспертизу Российской академии образования (РАО) и рекомендованы к интеграции в систему дошкольного и общего образования. Министерство просвещения РФ в лице ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» рекомендовало УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» и УМК «Развитие личностного потенциала подростков» для работы школьных педагогов-психологов.
15 июля 2024
Приглашаем образовательные организации принять участие в отборе «Мастерских роста»
Узнать больше12 июля 2024
Как вывести оптимальную формулу диалога между государством, бизнесом, НКО и наукой? Рассказывает фонд «Вклад в будущее»
Узнать больше27 июня 2024
Беседы об ИИ начинаются с человека: эксперты Фонда открыли образовательную программу в летней школе МГПУ
Узнать больше27 июня 2024
Объединяя усилия: фонд «Вклад в будущее» подписал соглашение о сотрудничестве с белорусским образовательным фондом
Узнать больше20 июня 2024
Стартовала приёмная кампания в сетевую магистратуру по развитию личностного потенциала
Узнать больше19 июня 2024
Благополучие и успешность детей сейчас и в будущем ― главная задача образовательного процесса
Узнать больше5 июня 2024
Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» задаёт золотой стандарт работы
Узнать больше31 мая 2024
Методики по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда «Вклад в будущее» в ТОП–листе рекомендаций ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ
Узнать больше31 мая 2024
Объявлены результаты конкурса исследовательских проектов «Школа как институт развития человека»
Узнать больше21 мая 2024
Эксперт Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» выпустила статью по критическому мышлению
Узнать больше30 мая
16:00 - 17:30
Круглый стол «Обучение супервизии в образовании как условие профессионально-личностного развития педагогических работников»
Онлайн и офлайн
19 апреля
11:45 - 13:45
Круглый стол «Развитие личностного потенциала в образовании: от детского сада до старших классов школы»
Онлайн
17 февраля
10:00 - 12:40
Сессия «Личностная устойчивость и профессиональная успешность педагогов: фокус на развивающую образовательную среду»
Онлайн
15 ноября 2023
10:00 - 15:00
Международный круглый стол «Психология образовательной среды»
Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9а, онлайн
18 мая - 19 мая
VI Ежегодный международный симпозиум «Образование и город: ресурсы взаимного развития»
Онлайн
3 декабря 2021
10:00 - 16:15
Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика текста. Современный учебник в поисках автора, ученика и учителя»
Онлайн и офлайн
27 октября 2021
III Всероссийская онлайн-конференция «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования»
Онлайн
27 октября - 15 декабря
ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ Всероссийский фестиваль методических разработок
Онлайн
22 октября - 23 октября
VI Конференция «Индустрия детского полезного развивающего отдыха» КИДПРО. RE:ФОРМА
Конгресс-центр Grand Ballroom, Москва
27 сентября - 28 сентября
IV Международный форум «Кинопедагогика»
Тюмень - очно, остальные города - онлайн
В. А. Ясвин, Е. Дирюгина
Узнать большеЮ. А. Болховитинова, Е. А. Граф, Ю. А. Егорова, Н. В. Короткова, Е. С. Савостикова
Узнать большеТел.: +7 (495) 669-08-08 (доб. 78915099)
E-mail: compliance@vbudushee.ru
Для просмотра этого материала необходимо авторизоваться