Программа направлена на создание образовательной среды, в которой условия превращаются в возможности для личностного развития детей и взрослых. Содержание Программы отвечает требованиям ФГОС, задачам, поставленным Указами Президента РФ и последними законодательными инициативами.
Цели Программы «Развивающая среда» (обновленное название программы «Развитие личностного потенциала», реализуемой Благотворительным фондом «Вклад в будущее» с 2018 года) созвучны задачам воспитания, определённым в дополнениях к Закону об образовании (от 31 июля 2020 г.) как «…развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения…».
Программа предлагает комплексное решение для образовательных организаций по сопровождению развития ребёнка с 5 до 18 лет с учётом его возрастных особенностей и предполагает вовлечение в этот процесс ключевых участников: представителей институтов профессионального педагогического образования, управленцев образовательных организаций, педагогов, родителей.
Программа «Развивающая среда» («Развитие личностного потенциала») помогает сформировать в образовательных организациях личностно-развивающую среду, в которой условия превращаются в возможности развития и в которой ребёнок может удовлетворить свои ключевые психологические потребности, обрести субъективное благополучие, развить в себе личностную зрелость и гибкость.
Основным инструментом реализации Программы становятся программы повышения квалификации и обучения педагогов, разработанные Московским городским педагогическим университетом, которые реализуются региональными институтами развития образования, способствуют личностному и профессиональному развитию педагогов — лидеров изменений, готовят их к работе в новой парадигме образования, обеспечивают передовыми методиками и инструментами для работы с детьми.
Участие в Программе позволяет школам и детским садам изменить свою организационную культуру, перезапустить профессиональную инициативу педагогов и воспитателей; ввести новые формы работы с родителями, создать профессиональные обучающиеся сообщества, мотивированные на работу по развитию личностного потенциала.
Создание развивающей среды подразумевает изменения в четырех сферах.
Трансформация культуры организации, а именно изменения во взаимоотношениях: расширение поведенческого репертуара педагога, включение различных форм взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений, направленных на сотрудничество, сотворчество и диалог;
Личностное и профессиональное развитие управленцев и педагогов образовательной организации;
Изменение содержания и организации образовательного процесса, то есть включение новых инструментов, приёмов, форм развития личностного потенциала в образовательную деятельность;
«Программа развития личностного потенциала приведет, прежде всего, к тому, что человек почувствует себя не в мире культуры полезности, где он вещь, где он винтик, а в мире культуры достоинства, где он может самореализоваться, стать успешным, развить самого себя. Это относится к ребенку, это относится к учителю…»
«Способности важны, но еще важнее способность использовать способности».
Методология Программы опирается на научную концепцию личностного потенциала с использованием инструментов средового подхода в образовании, а также социально-эмоционального и когнитивного развития детей.
Программа сочетает в себе глубокий научный подход с практичностью и применимостью. В основу Программы легли разработки Благотворительного фонда «Вклад в будущее» по развитию отдельных навыков и компетенций, полученные в рамках реализации программ Фонда. Эти разработки были усилены пониманием ключевой роли образовательной среды, а также личностного потенциала как способности управлять своими способностями.
В основе методологии Программы лежат следующие научные концепции и школы:
концепция личностного потенциала (Д. Леонтьев) и позитивная психология (М. Селигман);
школа возможностей и педагогика достоинства (А. Асмолов);
теория самодетерминации (Э. Диси и Р. Райан), теория мотивации (Т. Гордеева);
методология диагностики и проектирования личностно-развивающей образовательной среды (В. Ясвин);
методология стратегического проектирования в образовательной организации (А. Моисеев);
методология развития универсальных компетентностей «4К» (критическое и креативное мышление, коммуникация и кооперация) и формирования профессиональных обучающихся сообществ педагогов (адаптация М. Пинской).
Методики Программы «Развивающая среда» («Развитие личностного потенциала») прошли психолого-педагогическую экспертизу Российской академии образования (РАО) и рекомендованы к интеграции в систему дошкольного и общего образования. Министерство просвещения РФ в лице ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» рекомендовало УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» и УМК «Развитие личностного потенциала подростков» для работы школьных педагогов-психологов.
13 ноября 2024
Как прошёл методологический семинар Консорциума университетов «Развитие личностного потенциала в образовании»
Узнать больше8 ноября 2024
Самарская область подвела итоги трёхлетней реализации региональной Программы по развитию личностного потенциала
Узнать больше14 октября 2024
Пётр Положевец: сегодня в России уже 177 Центров развития личностного потенциала в 33 регионах
Узнать больше11 октября 2024
Фонд «Вклад в будущее» поддержал проведение международной конференции по образованию
Узнать больше7 октября 2024
В Нижнем Новгороде состоялось подписание соглашения о развитии системы образования
Узнать больше4 октября 2024
Новая образовательная подборка от Благотворительного фонда «Вклад в будущее» ко Дню учителя
Узнать больше30 сентября 2024
Сетевая магистратура по развитию личностного потенциала открывает двери для студентов Киргизии
Узнать больше26 сентября 2024
Метапредметные навыки в современном образовании: как создать среду для их развития и оценки
Узнать больше23 сентября 2024
Татьяна Черниговская и Елена Казакова выступили для нижегородских учителей
Узнать больше16 ноября
10:00 - 12:00
Сессия «Личностная устойчивость и профессиональная успешность педагогов: фокус на развивающую образовательную среду»
Онлайн
30 мая
16:00 - 17:30
Круглый стол «Обучение супервизии в образовании как условие профессионально-личностного развития педагогических работников»
Онлайн и офлайн
19 апреля
11:45 - 13:45
Круглый стол «Развитие личностного потенциала в образовании: от детского сада до старших классов школы»
Онлайн
17 февраля
10:00 - 12:40
Сессия «Личностная устойчивость и профессиональная успешность педагогов: фокус на развивающую образовательную среду»
Онлайн
15 ноября 2023
10:00 - 15:00
Международный круглый стол «Психология образовательной среды»
Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9а, онлайн
18 мая - 19 мая
VI Ежегодный международный симпозиум «Образование и город: ресурсы взаимного развития»
Онлайн
3 декабря 2021
10:00 - 16:15
Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика текста. Современный учебник в поисках автора, ученика и учителя»
Онлайн и офлайн
27 октября 2021
III Всероссийская онлайн-конференция «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования»
Онлайн
27 октября - 15 декабря
ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ Всероссийский фестиваль методических разработок
Онлайн
22 октября - 23 октября
VI Конференция «Индустрия детского полезного развивающего отдыха» КИДПРО. RE:ФОРМА
Конгресс-центр Grand Ballroom, Москва
Е. Г. Коваль, М. А. Довгер, М. В. Лункина, А. А. Янченко под ред. В. К. Марковой, Н. Е. Рычки
Узнать большеЕ. Г. Коваль, М. В. Лункина под общ. ред. В. К. Марковой, Н. Е. Рычки, А. А. Янченко
Узнать большеВ. А. Ясвин, Е. Дирюгина
Узнать большеТел.: +7 (495) 669-08-08 (доб. 78915099)
E-mail: compliance@vbudushee.ru
Для просмотра этого материала необходимо авторизоваться